Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия использует кризис в Косово, чтобы закрепить вновь обретенные позиции на международной арене

Реальные переговоры о статусе Косово происходят не между Белградом и Приштиной, а между Вашингтоном и Москвой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кремль использует вопрос о независимости Косово для консолидации возвращения на международную арену России, которая с момента прихода к власти Путина прилагает максимум усилий для утверждения себя в качестве великой державы. Это также имеет отношение к Грузии, которая для России является тем же, чем Иран для Соединенных Штатов: приоритетом внешней политики

После семи лет раздумий, невзирая на сопротивление Сербии и неэффективные действия албанских лидеров, в международном сообществе сформировалось почти единодушное мнение, что Косово необходимо предоставить независимость. Дело двигалось к завершению, пока этой осенью Москва не поставила этот вопрос под сомнение.

Владимир Путин, опасаясь, что независимость этого бывшего региона Сербии может послужить прецедентом для Чечни, сначала пригрозил наложить российское вето на признание независимости Косово Совбезом ООН. Потом он стал увязывать вопрос о будущем статусе Косово с судьбой многих сепаратистских республик бывшего СССР. Приднестровья в Молдавии. Но, в первую очередь, Абхазии и Южной Осетии, двух сепаратистских регионов Грузии, пользующихся поддержкой России. Западу, который стремясь успокоить опасения по поводу Чечни, обещает, что независимость Косово будет 'исключением', дается ответ, что, напротив, это создаст 'прецедент'. Решение косовского вопроса 'в глобальном плане' может быть применимо и к Южной Осетии, и к Абхазии, и к Приднестровью. Возможно ли, что Путин, который выступал против получения Косово статуса независимости, теперь стал неявно поддерживать это решение? 'В любом случае, теперь во время переговоров он уже не говорит о Чечне. Он считает, что война закончена, что ее выиграли русские', - говорит Алекс Андерсон (Alex Anderson), отвечающий за балканский регион в аналитический компании International Crisis Group и внимательно следивший за ходом венских переговоров по проблеме Косово.

Кремль использует вопрос о независимости Косово для консолидации возвращения на международную арену России, которая с момента прихода к власти Путина прилагает максимум усилий для утверждения себя в качестве великой державы. Это также имеет отношение к Грузии, которая для России является тем же, чем Иран для Соединенных Штатов: приоритетом внешней политики.

С момента прихода к власти в 2004 году прозападного президента Михаила Саакашвили, который пообещал восстановить территориальную целостность своей страны, вернув в ее лоно два сепаратистских региона, российско-грузинские отношения резко ухудшились. В сентябре в Тбилиси арестовали четырех обвиненных в шпионаже российских офицеров. С тех пор Москва проводит блокаду этой маленькой кавказской республики.

На самом деле, Кремль так и не смирился с потерей Грузии. И некоторые приписывают Владимиру Путину желание присоединить Южную Осетию и Абхазию к России. Обе сепаратистские республики внимательно следят за развитием ситуации вокруг Косово в надежде, что обретение им независимости спровоцирует цепную реакцию. Их устремления поощряются Путиным, который помогает Абхазии и Южной Осетии: выдает российские паспорта и выплачивает пенсии их жителям.

Изменение позиции по косовскому вопросу также предоставляет Москве возможность преподать суровый урок своим соседям из бывшего коммунистического лагеря, которые могут поддаться искушению вступить в НАТО, проводить политику по сближению с ЕС или, в более широком плане, прозападную политику. Именно таким образом Москва в наказание устроила в 2006 году газовый кризис на Украине и ввела блокаду против Грузии. Кремль предпочел бы удержать Сербию вдали от Запада и притормозить ее сотрудничество с США. Поскольку позиции Евросоюза в Восточной Европе сильны, Белград остался одним из немногих союзников Москвы в этом регионе. Косово оказалось в положении заложника конкурентной борьбы между большими державами, жертвой ухудшения отношений между Соединенными Штатами и Россией.

По мнению экспертов, Россия в глубине души смирилась с обретением Косово независимости, поскольку понимает неизбежность этого процесса, но она пытается дорого 'продать' свое согласие и выторговать решение, которое будет отвечать ее интересам. В обмен на свое согласие Москва, может, например, потребовать, чтобы во всех документах резолюции ООН было отмечено, что независимость Косово может служить 'прецедентом' для других сепаратистских республик. Кремль может также потребовать больших прав для русских, проживающих в странах Балтии. Или возобновления обсуждения будущего Украины, независимость которой Кремлю всегда была не по душе.

Если косовское досье будет и дальше блокироваться в ООН, это обязательно приведет к усилению нестабильности в этой части Балкан. Одушевленный поддержкой России, Белград ужесточил свою позицию и принял новую конституцию, в преамбуле которой говорится, что Косово является неотъемлемой частью Сербии. Албанское руководство заявило, что если Россия наложит вето на резолюцию Совбеза ООН, оно в одностороннем порядке провозгласит независимость Косово. А сербы, проживающие на севере этого региона, смогут воспользоваться этой ситуацией и объявить о своем присоединении к Сербии. . .

При любом раскладе, позиция России поставила Запад в затруднительное положение. Он затратил много усилий для достижения стабильности на Балканах. Он много инвестировал в Косово и почти что пообещал его руководству, что край станет независимым. Но Запад считает Россию стратегическим партнером: более четверти потребляемого Европой газа поставляется из России. Европейским странам нужна поддержка Москвы для принятия в ООН санкций против Ирана, который не желает останавливать свою ядерную программу. А также для укрепления их внешнеполитического курса на Ближнем и Среднем Востоке. Реальные переговоры о статусе Косово происходят не между Белградом и Приштиной, а между Вашингтоном и Москвой. Вот только, может статься, что увязав судьбу Косово с будущим сепаратистских регионов Грузии, Кремль открыл ящик Пандоры: Крым, который Хрущев отдал Украине, и Нагорный Карабах, подконтрольная Армении азербайджанская территория, могут последовать примеру 'собратьев' и потребовать своего возвращения в лоно 'материнской компании'.

____________________________________________

Страны, которые Россия не хочет отдавать Европе ("Le Monde", Франция)

Критика российского вето ("Politika", Сербия)