Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Каспаров заставляет Путина защищаться

"Сейчас в России речь идет только о выживании"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как и многие другие россияне, г-н Каспаров надеялся после распада Советского Союза, что Россия пойдет по пути превращения в страну с демократией по западному образцу. Однако с тех пор, как в 1999 году г-н Путин пришел к власти, г-н Каспаров, по его словам, начал опасаться за будущее.

На протяжении 20 лет, которые он находился на вершине мира профессиональных шахмат, Гарри Каспаров был известен как всегда готовый к риску безжалостный агрессор, которому нравится выводить своих соперников из равновесия. Год спустя после своего ухода г-н Каспаров все еще продолжает идти на риск, но в этот раз против него стоит совершенно другой противник.

43-летний г-н Каспаров погрузился в темный и иногда опасный мир российской политики. Будучи ярым противником президента Владимира Путина, г-н Каспаров стал активным участником движения за объединение сил оппозиции в преддверии президентских выборов 2008 года.

За время этой деятельности ему угрожали, его кабинеты обыскивались правоохранительными органами, а один недовольный бывший поклонник даже ударил его по голове шахматной доской.

"Я начинаю понимать, что политика, особенно в России, очень отличается от шахмат, - сказал г-н Каспаров. - Правила могут меняться. Вы думаете, что играете в шахматы, а на самом деле это казино".

Г-н Каспаров ворвался в мир шахмат в 1984 году в возрасте 21 года, бросив вызов чемпиону мира Анатолию Карпову. Победителем в матче должен был стать тот, кто первый выиграет шесть партий.

После неутешительного начала он втянул г-на Карпова в казавшуюся бесконечной серию ничьих, и начал сводить на нет преимущество чемпиона. Затем Международная шахматная федерация (ФИДЕ) приняла вызвавшее множество споров решение о прекращении соревнования, назвав причиной состояние здоровья соперников.

Борьба длилась шесть месяцев, и г-н Карпов потерял около 10 килограммов веса. Решение о прекращении матча привело г-на Каспарова в ярость, и он начал длительную борьбу с ФИДЕ, которая привела в конце концов к созданию конкурирующей шахматной ассоциации.

Как и многие другие россияне, г-н Каспаров надеялся после распада Советского Союза, что Россия пойдет по пути превращения в страну с демократией по западному образцу. Однако с тех пор, как в 1999 году г-н Путин пришел к власти, г-н Каспаров, по его словам, начал опасаться за будущее.

"Честно сказать, в конце 1990-х годов я думал, что все будет хорошо, что страна примет более хорошую систему и что ситуация улучшится автоматически. Но затем пришел Путин, - сказал г-н Каспаров. - Я все сильнее и сильнее был обеспокоен тем, что происходило в моей стране, и поэтому я решил применить свою энергию, мое стратегическое мышление и мою способность анализировать ситуацию для того, чтобы что-либо изменить. Пусть немного, но все же".

Г-н Каспаров решил, что наилучшей стратегией будет попытка объединить российские раздробленные оппозиционные движения - от левых популистов до либеральных интеллектуалов - под одним знаменем.

Он организовал конференцию, названную "Другая Россия", и приурочил ее к встрече лидеров стран - членов "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в июле этого года. Это было крупнейшее собрание ведущих представителей оппозиции в Москве за много лет.

Участники конференции продолжили совместную работу и 16 декабря, когда "Другая Россия" провела первую демонстрацию. По оценке г-на Каспарова, в ней приняли участие около 4000 его сторонников, которые были остановлены в нескольких шагах от Кремля на Триумфальной площади в центре Москвы.

Они были окружены намного превышающим их количеством милиционеров и солдат, привезенных из Подмосковья, которые выстроились цепью, преграждая демонстрантам путь. Над головами летал милицейский вертолет.

Для тех, кто давно наблюдает за событиями в России, это было необычное зрелище.

Справа от г-на Каспаров стоял Эдуард Лимонов, бородатый и носящий очки лидер Национал-большевистской партии, известной своей радикальной и анархистской направленностью.

Слева от него стоял Михаил Касьянов, бывший премьер-министр и экономический реформатор, известный тем, что его поддерживает бюрократия. В 2002 году, когда г-н Лимонов был приговорен к двум годам лишения свободы за попытку государственного переворота, г-н Касьянов был главой российского правительства.

Г-н Каспаров признает, что такие разные силы никогда не смогут работать вместе в правительстве, однако говорит, что цель заключается не в этом. "Такие разные политические фигуры могут находиться рядом, если у нас общие цели, - сказал он. - Эта коалиция, вероятно, не сможет работать, однако эта странная смесь может быть той взрывчаткой, которая уничтожит режим Путина".

По его словам, ужесточение отношения Кремля к организациям, входящим в "Другую Россию", является доказательством того, что он опасается ее потенциала.

Власти высаживали сотни оппозиционных активистов из автобусов и поездов и задерживали их, чтобы они не смогли принять участие в демонстрации на Триумфальной площади. За несколько дней до акции протеста милиция провела обыски в его офисах и конфисковала литературу, которую она назвала "экстремистской".

Союзники г-на Каспарова благодарны ему за то, что он внес новую струю в движение оппозиции, которая многие годы была раздираема внутренними противоречиями.

"Он новый, он не участвовал ранее в политике и он очень энергичный, - говорит бывший кандидат в президенты Ирина Хакамада, представительница оппозиции со стажем, принимавшая участие в демонстрации. - 'Другая Россия' выглядит единственным способом для оппозиции что-то сделать. Если мы не будем вместе, мы проиграем".

Г-н Каспаров надеется объединить оппозицию вокруг одного кандидата на пост президента, что является непростой задачей. В настоящее время его стратегия заключается в том, чтобы просто выжить в свете усиливающегося давления властей.

"Мы находимся в очень неравном положении, - сказал он. - Если вам грозит немедленный мат, то вы не думаете о хорошей расстановке пешек для концовки игры, вы вынуждены защищать своего короля. Сейчас в России речь идет только о выживании".

___________________________________________________________

Смерть в Лондоне ("Business Week", США)

Кремль никогда не признается, что убил русского шпиона, как и Крамник не скажет, что мошенничал ("ABC", Испания)