Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тень Кремля над возрождением России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как было бы хорошо начать год на более оптимистической ноте! но при сегодняшней России это, увы, невозможно. Нет, в России под управлением президента Владимира Путина действительно происходит немало доброго и хорошего, но все это меркнет перед действиями темных и даже опасных сил

Как было бы хорошо начать год на более оптимистической ноте! но при сегодняшней России это, увы, невозможно. Нет, в России под управлением президента Владимира Путина действительно происходит немало доброго и хорошего, но все это меркнет перед действиями темных и даже опасных сил.

Итак, начнем с хорошего. Буквально за две минуты до полуночи, после которой старый год перешел в новый, между российским газовым монополистом 'Газпромом' и правительством Беларуси было подписано соглашение, позволившее им избежать очередной газовой войны - опасной и никому не нужной. Закончим плохим: среди зимы грозить отключением газа явно нуждающемуся соседу - это типичный шантаж.

В конце концов Беларусь будет платить за газ вдвое дороже, нежели она платит сегодня, и должна будет продать 'Газпрому' 50 процентов акций своей газотранспортной монополии. Конечно, в данном случае условия гораздо более мягкие, чем те, которые получили Украина и Грузия, пошедшие на сближение с НАТО и Западом и заподозренные Путиным в нелояльности.

Кому-то такая 'энергетическая политика' может показаться лишь довольно жестким проявлением политики 'реальной'. Путин считает, что международные отношения - это игра с нулевой суммой. Но у того, что происходит сегодня в Москве, есть и другая, более страшная, сторона. Убийство Александра Литвиненко, бывшего офицера КГБ, в Лондоне показало всему миру растущую жестокость российской общественной жизни. Литвиненко сам обвинил в своей смерти Путина и его агентов. Кремль с негодованием отверг эти обвинения, но он не может уйти от ответственности за культивирование в стране атмосферы, в которой подобные убийства становятся обычным делом. Ведь Литвиненко был убит не первым - до него по Москве прокатилась целая серия заказных убийств, одной из жертв которой стала независимая журналистка Анна Политковская.

Путин пришел к власти под флагом восстановления в России порядка после бурных лет правления его предшественника Бориса Ельцина. Он восстановил власть Кремля над реальными и потенциальными соперниками, включая бизнесменов-олигархов, независимые СМИ и губернаторов регионов. Одновременно на волне высоких цен на нефть начался подъем экономики, обеспечившей Кремлю дополнительное влияние, а многим жителям страны - высокие доходы. Благодаря своим энергоресурсам Россия в какой-то мере восстановила потерянную национальную гордость, и, хотя не стала снова глобальной сверхдержавой, оказывает значительное влияние на международные отношения. Со времен Сталина Путин стал самым популярным российским лидером.

Однако за это стране пришлось дорого заплатить. Она потеряла либеральную демократию, приобретенную при Ельцине, когда страна хромала, но при этом хромала в правильном направлении. Приход Путина отбросил ее на десятилетие назад. Опасности возвращения к коммунизму в России нет, но она упорно движется к авторитаризму, и, за отсутствием альтернативной идеологии, кремлевские чиновники все больше прибегают к старому недоброму национализму.

Внутри страны от этого страдают нерусские меньшинства - в основном люди кавказского или среднеазиатского происхождения. Во внешней политике возрастает давление на соседние страны, решившиеся оспорить первенство Москвы - например, на Грузию.

Поскольку Путин наверняка хочет обеспечить назначенному им преемнику верную победу на президентских выборах, которые пройдут в следующем году, это давление - как внутри страны, так и вне ее, - скорее всего, будет только усиливаться. А поскольку возможная опасность исходит не от слабых либералов, а от соперничающих между собой русско-националистических сил, Кремль начнет укрепление собственных позиций на этом мерзком конце политического спектра.

Предугадать точный ход событий пока не представляется возможным, но было бы разумно ожидать чего-то из нижеследующего списка: давление на нерусских, проживающих в России; возобновление политических нападок на Грузию и другие непокорные постсоветские страны (войны при этом, скорее всего, не будет: она ведь сама по себе - явление непредсказуемое); запугивание внутренних противников Путина, в особенности тех, кто указывает на коррупцию, нарушения прав человека или ситуацию в Чечне; а также финансовые налеты на олигархов и/или иностранных инвесторов - как на потеху толпе, так и чтобы раздать награды верным людям. Также весьма вероятны щедрые вливания в бюджет государственных расходов.

Все это будет сопровождаться еще меньшим вниманием к протестам с запада. Никаких причин ослаблять напор критики у Европы и Америки, конечно, нет. Но борьба за власть в Кремле будет означать начало периода внутренней нестабильности и непредсказуемости - ведь в стране нет системы обеспечения подобных процессов. Как жаль, что Путин не понимает, что при реальной парламентской демократии все было бы гораздо проще. А так ему придется самому выбрать человека, который в 2008 году практически наверняка победит.

_________________________________________________

А это ведь не в первый раз, господин Путин ("The Financial Times", Великобритания)

Под длинной тенью оживающей России ("The Financial Times", Великобритания)