Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грубая сила, или медвежье восприятие действительности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самой страшной чертой советского строя, утверждал он, была всепроникающая ложь: 'Постоянная ложь становится единственной безопасной формой существования. . . каждое слово, если не обязано быть прямою ложью, то обязано не противоречить общей лжи. . . Как далеко увела нас ложь от нормального общества, даже не сориентируешься'.

В советские времена, когда Александр Солженицын еще не помешался на русской самобытности, его мнение пользовалось высочайшим нравственным авторитетом.

Самой страшной чертой советского строя, утверждал он, была всепроникающая ложь: 'Постоянная ложь становится единственной безопасной формой существования. . . каждое слово, если не обязано быть прямою ложью, то обязано не противоречить общей лжи. . . Как далеко увела нас ложь от нормального общества, даже не сориентируешься'. Сегодня под беспощадной солженицынской характеристикой эпохи ГУЛАГА, наверно, готов подписаться любой топ-менеджер, политик или консорциум, которому приходится иметь дело с постсоветской властью в России.

Действия путинской России, подкрепленные ее нефтегазовыми ресурсами - наглядный пример того, как политика, призванная укрепить позиции страны на мировой арене, может очень быстро обрести деструктивный характер. Москва, поднаторевшая в искусстве беззастенчивой лжи и притворного гнева, выворачивает наизнанку все принципы международной политики и финансов. Русский медведь отлично понимает: в глазах прагматичных западных бизнесменов перспектива гигантских прибылей, дивидендов и возможностей для инвестиций многократно перевешивает унижения, несправедливость и беззаконие, с которыми им приходится сталкиваться на пути. Поток инвестиционных долларов не иссякает (хотя их не всегда принимают с распростертыми объятиями), а российские IPO идут сплошной чередой.

Но не заигралась ли Россия в эту игру? Отобрав 'экологические лицензии' у западных нефтегазовых проектов на острове Сахалин (а в их осуществлении, среди прочих, участвуют Shell и Exxon Mobil), а затем вынудив Shell продать большинство акций проекта 'Газпрому', Москва недвусмысленно дает понять, что готова рискнуть сотрудничеством с инвесторами, обладающими необходимыми ей технологиями и навыками (и готовыми заискивать перед российскими набобами) просто ради удовольствия поднять бокалы за очередную успешную 'оплеуху' Западу.

Несомненно, кремлевская клика от души потешается над своим ловким трюком: чтобы 'Газпром' наложил лапу на очередной кусок нефтегазового пирога, потребовалось всего лишь решение Министерства природных ресурсов об отзыве 'экологической лицензии' у западных компаний.

Российские чиновники 'решительно отвергают любые домыслы о том, что это решение вызвано политическими мотивами'. Конечно, политика здесь ни при чем! И г-н Ходорковский тоже сидит в тюрьме за неуплату налогов, а Борис Березовский отправился в изгнание, потому что 'отмывал деньги'. И уж конечно, Россия не вмешивается во внутренние дела Украины и Беларуси.

Запрет на импорт грузинской минеральной воды и вин вызван исключительно заботой о здоровье российских граждан, а грузинские рестораны в Москве закрыли только потому, что все они, как один, нарушали санитарные нормы и не имели нужных разрешений. Необъяснимые убийства - чаще всего их жертвами становятся критики нынешнего режима - лишь подтверждают мнение том, что для России закон не писан.

Возможно, никто не верит этой откровенной лжи, но особенно шокирует то, насколько часто она повторяется, и насколько робко оспаривается Западом. Возможно назвать лжеца лжецом считается дурным тоном (особенно если у лжеца есть то, что Западу по-настоящему необходимо).

Однако когда рынок действует по указке государства, а не регулируется беспристрастным законом, инструментами бизнеса становятся смена настроений, надежды, гадание на кофейной гуще и страх. Недавно покойный Милтон Фридмен (Milton Friedman) напомнил нам простую истину: 'Конечно, этатизм может вернуться. Единственная причина, по которой у свободного рынка есть хоть какой-то шанс, заключается в том, что он куда эффективнее любой другой системы'.

Становится все очевиднее, что в 21 веке уже невозможно отделять внутренние дела от межгосударственных отношений. И нельзя до бесконечности позволять России дрейфовать в сторону автократии, к полугосударственной, полуклептократической экономике.

Если инвесторы сочтут, что объем прибылей - реальных или предполагаемых - уже не оправдывает рисков, связанных с правовой неопределенностью, коррупцией в государственном и судебном аппарате, и шантажом под благовидными предлогами, прямые зарубежные инвестиции в российскую экономику иссякнут. И тогда Москва, несмотря на нынешние высокие доходы, поймет, что 'законом' нельзя считать только то, что соответствует ее нынешним настроениям и потребностям. Возможно, сейчас ей хочется действовать по принципу 'закон что дышло' - и она этого не особенно стесняется. Но не стоит забывать, что именно из-за таких действий в свое время рухнула советская империя.

Йенс Ф. Лорсон - главный редактор интернет-издания International Affairs Forum. Джордж Э. Пайлер - старший научный сотрудник Института политических инноваций (Institute for Policy Innovation)

_________________________________________

С Новым годом, Владимир Владимирович! ("The American Spectator", США)

Драконовская демократия Путина ("United Press International", США)

С путинской Россией иметь дело небезопасно ("The Economist", Великобритания)