Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Необходимо укреплять сотрудничество между США и Россией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2007 г. исполняется 200 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и США. В России власти и некоторые общественные организации готовят ряд юбилейных мероприятий, однако по другую сторону Атлантики особого энтузиазма в этой связи не наблюдается. Более того, возникает впечатление, что, помимо президента Буша и американского посла в Москве Уильяма Бернса, у России в высшем руководстве США вообще не осталось друзей

В 2007 г. исполняется 200 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и США. В России власти и некоторые общественные организации готовят ряд юбилейных мероприятий, однако по другую сторону Атлантики особого энтузиазма в этой связи не наблюдается. Более того, возникает впечатление, что, помимо президента Буша и американского посла в Москве Уильяма Бернса (William Burns), у России в высшем руководстве США вообще не осталось друзей. Еще хуже обстоит дело в Конгрессе. Сенаторов и конгрессменов, благожелательно настроенных к России, найти так же трудно, как иголку в стоге сена.

'Последним из могикан' был конгрессмен от штата Пенсильвания Курт Уэлдон (Curt Weldon), но на ноябрьских выборах он потерпел сокрушительное поражение - не в последнюю очередь из-за 'слишком тесных' контактов с Россией. А ведь совсем недавно - всего пять лет назад - г-ну Уэлдону удалось собрать подписи почти 200 конгрессменов под обращением к Белому дому с призывом развивать масштабное сотрудничество в Россией по целому ряду важнейших направлений: в сферах безопасности, экономики, бизнеса, науки, образования и культуры. Как выяснилось, это обращение стало гласом вопиющего в пустыне. Пожалуй единственной организацией, воспринявшей документ всерьез, оказалась Российская академия социальных наук, избравшая г-на Уэлдона своим иностранным членом. Однако, как уже отмечалось, ему самому это не столько помогло, сколько повредило.

Тот факт, что новыми председателями комитетов по международным делам обеих палат Конгресса стали сенатор Джо Байден (Joe Biden) и конгрессмен Том Лантос (Tom Lantos), также не сулит России ничего хорошего. Оба они неустанно выступают за ужесточение политического курса по отношению к России и ее исключение из 'большой восьмерки'. Единственное, что пока не позволяет двум странам скатиться к конфронтации в духе 'холодной войны' - это личная дружба президентов Буша и Путина; несмотря ни на что, она остается прочной. Однако, учитывая, что оба лидера должны покинуть свои посты в 2008 г., многие считают, что этот год станет началом еще более острого этапа 'холодной войны', со всеми вытекающими негативными последствиями.

Причины столь прискорбного положения дел хорошо известны: они часто обсуждаются в СМИ и экспертном сообществе. Вряд ли есть смысл еще раз на них останавливаться. Хочется лишь отметить, что каждая из сторон обвиняет другую в нежелании признать собственные ошибки. В то же время, беспристрастный наблюдатель сразу заметит, что обе они виноваты в сложившейся ситуации, и каждая из двух стран может предъявить другой вполне логичные и обоснованные претензии.

Будучи реалистами, мы не можем ожидать, что все проблемы, возникшие между Россией и США, будут решены в ближайшем будущем, так что давайте в эти праздничные дни, когда принято высказывать пожелания и говорить людям приятное, предложим Москве и Вашингтону пойти на взаимные уступки хотя бы по одному из важнейших направлений.

Так, российская политика по отношению к Ирану вызывает тревогу даже у ее самых верных друзей на Западе. Лишь слепой и глухой не заметит, что Иран изо всех сил старается овладеть ядерным оружием, и скорее всего его желание исполнится уже в недалеком будущем. Достаточно послушать весьма откровенные заявления президента Ирана и его окружения, чтобы понять: мы имеем дело с фанатиками - а фанатики, обладающие ядерным оружием, представляют серьезнейшую угрозу для всех, в том числе и для России. К сожалению, тщательный анализ российской политики в этом регионе мира вынуждает сделать вывод, что она скорее облегчает, чем затрудняет Ирану вступление в ядреный клуб. Готова ли Россия внести коррективы в свою ближневосточную политику, чтобы этого не допустить?

Что же касается необходимых изменений во внешнеполитическом курсе США, то сильнейшим раздражителем для России является расширение НАТО на восток, особенно стремление включить в ее состав Украину и Грузию. Если они будут приняты в альянс, это на десятилетия отравит американо-российские отношения. В то же время, как в политическом, так и в чисто практическом плане, было бы куда разумнее не расширять НАТО, а создать вместо нее новую - будем надеяться, более эффективную - организацию с участием России.

Всем известно, что НАТО была создана для противостояния военной угрозе со стороны СССР и мирового коммунизма. Она, несомненно, блестяще справилась с этой задачей, и многие ожидали, что ее распустят вслед за Организацией Варшавского договора. Когда стало ясно, что этого не случится, родилась идея о вступлении России в НАТО. Однако по ряду причин она не была реализована, и вряд ли это произойдет в будущем. Последние 15 лет мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: мощная военная структура с гигантским бюджетом не имеет четких целей и задач - и даже конкретного противника. Тем временем расширение НАТО неуклонно продолжалось, а противник - международный терроризм - был определен лишь на последнем заседании организации в Риге.

Учитывая, что успеха в борьбе с терроризмом вряд ли можно добиться без активного участия России, вполне логичным выглядит такой план действий: НАТО заявляет о самороспуске и одновременном вхождении в другую структуру (условно назовем ее Международной антитеррористической организаций - МАТО), членами которой могли бы стать страны, признающие ее устав, цели и задачи, и готовые принять активное участие в глобальном противоборстве с террором. В идеале она могла бы объединиться, или по крайней мере координировать свои действия с Шанхайской организаций сотрудничества (ШОС), поскольку цели и задачи обеих структур весьма похожи.

Если бы Россия и США всерьез обсудили две вышеуказанные проблемы и сумели достичь договоренности, им, я уверен, удалось бы продвинуться вперед и по другим важнейшим направлениям.

Эдвард Лозанский - президент Американского университета в Москве

_______________________________________________

Американо-российская политика - неразбериха на грани провала ("San Francisco Сhronicle", США)

Путину и Бушу предстоит многое сделать ("The International Herald Tribune", США)

'Холодная война' - в буквальном смысле ("The New York Times", США)

Маневры России и непоследовательность США ("The International Herald Tribune", США)