Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возвращение посткоммунизма

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Падение коммунизма в Центральной и Восточной Европе 15 лет назад принесло огромные и несомненные демократические перемены. Но в 2006 году, после более чем десятилетнего стремления к принятию в лоно Запада, моральный и политический вакуум, оставленный коммунизмом, полностью разоблачил себя. Можно ли найти новую точку равновесия между демократическим духом и подспудными пластами политической истории и культуры региона?

Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

Падение коммунизма в Центральной и Восточной Европе 15 лет назад принесло огромные и несомненные демократические перемены. Но в 2006 году, после более чем десятилетнего стремления к принятию в лоно Запада, моральный и политический вакуум, оставленный коммунизмом, полностью разоблачил себя. Можно ли найти новую точку равновесия между демократическим духом и подспудными пластами политической истории и культуры региона?

В Польше, например, преобладающая смесь католицизма с национализмом сделала общество особенно устойчивым к коммунизму (определенно, если сравнивать с эгалитаристскими, социал-демократическими настроениями в предвоенной Чехословакии). Но эти антикоммунистические 'антитела' сработали и против всеобщего принятия поляками либеральной демократии.

Действительно, правые популисты в Польше и левые популисты в Словакии теперь входят в правительственную коалицию с ультранационалистическими партиями. В Венгрии главная оппозиционная партия Fidesz организует перед зданием парламента демонстрации с требованием отставки правительства, даже после того, как это правительство получило вотум доверия. В Чешской Республике правое правительство меньшинства после полугодовых препирательств в парламенте вотума доверия так и не получило. Вступление Болгарии в Евросоюз ознаменовалось борьбой за пост президента между экс-коммунистом (утверждавшим, что ему нравится ЕС - он и победил на выборах) и почти фашистом (по его словам, ненавидящим турок, цыган и евреев).

Политическая нестабильность и непредсказуемое поведение избранных лидеров - типичная ситуация во всем регионе. Еще большую озабоченность вызывает эрозия демократических институтов. Согласно последнему международному опросу Института Гэллапа, жители Центральной и Восточной Европы наиболее скептически настроены по отношению к демократии, которой доверяют лишь около трети людей. В противоположность большинству жителей Западной Европы, восточноевропейцы не считают свои выборы свободными и честными. Только 22% ответили утвердительно на вопрос: 'Считаете ли Вы, что Ваш голос имеет значение?' У демократии сегодня нет конкурентов, и тем не менее она теряет поддержку.

Популистские движения пользуются этой двойственностью и недовольством. Их нельзя назвать антидемократическими; напротив, они утверждают, что являются выражением 'подлинного голоса народа', и постоянно требуют новых выборов или референдумов. Но они антилиберальные; они согласны с требованием демократии об общественной легитимности, но отвергают ее требование конституционализма (разделения властей). Они не считают, что конституционные нормы и представительная демократия имеют приоритет над ценностями и 'законными' жалобами общества.

В Польше 'политика ценностей' основывается на предположении, что моральный порядок, основанный на религии, должен преобладать над свободами, гарантированными вседозволяющим либерализмом по таким вопросам, как аборт,

права гомосексуалистов и смертная казнь. В Словакии антилиберальная реакция распространяется также на вопрос отношения к национальным меньшинствам. Хотя на практике до сих пор каких-либо существенных изменений не наблюдалось, легитимизация ксенофобии - основная характеристика этой атаки на политический либерализм: Ян Слота, лидер Словацкой национальной партии, сказал, что завидует чехам, которые выслали немцев после второй мировой войны. Он же регулярно обвиняет венгерское меньшинство в 'угнетении основной нации'.

Резкая поляризация происходит повсюду, и именно в этом наследие политической культуры коммунистов ощущается наиболее остро: оппонент - это не тот, с кем вы спорите или ведете переговоры; это враг, которого вы должны уничтожить.

После 15-летней политики в духе свободного рынка популисты в Варшаве, Братиславе и Будапеште хотят вернуть полномочия государству. И, поскольку даже социалистические партии продвигали либеральную экономическую политику, неудивительно, что крайне правые, с их националистическими и протекционистскими наклонностями, 'приватизировали' социальный вопрос.

Популистский вызов рыночному, прозападному консенсусу элиты, преобладавшему в регионе с 1990 года, принимает две формы: антикоррупционный импульс и 'декоммунизацию'.

В Польше эти две идеи объединились в виде осуждения 'первородного греха' - компромисса 1989 года между представителями умеренной диссидентской элиты и умеренной коммунистической элиты, что позволило ненасильственным путем покончить с коммунизмом, но якобы позволило экс-коммунистам превратить свою политическую власть во власть экономическую. Отсюда необходимость в двойной атаке: против коррупции и за декоммунизацию, что является лейтмотивом и у венгерской партии Fidesz, а в некоторой степени - и у Гражданской демократической партии, ныне находящейся у власти в Праге.

Более того, эти популисты подвергают нападкам ЕС как навязанный элитой проект - в то время как проевропейские коалиции исчерпали себя, распадаясь после вступления в ЕС в 2004 году. Знаменателен тот факт, что премьер-министры Польши, Чехии и Венгрии подали в отставку в течение нескольких дней или недель после выполнения 'исторической' задачи по 'возвращению в Европу'.

Популисты-националисты выставляют себя единственными защитниками национальной самобытности и суверенитета от 'внешних угроз', как сказал об этом польский премьер Ярослав Качиньски. Их мечтой является 'христианская Европа', состоящая из 'суверенных наций-государств', что противоречит нынешней материалистической, декадентской, вседозволяющей и наднациональной модели.

ЕС, вероятно, может научиться сосуществовать с этими популистами, поскольку другого выхода нет. Действительно, популизм цикличен. Популисты приходят к власти на обещаниях 'навести порядок в доме', но как только они становятся властью и начинают ассоциироваться с домом и всеми его недостатками, они скатываются к кумовству и 'присвоению' государства правящими партиями (как мы сейчас наблюдаем в Польше), а не к еще большему радикализму.

Многие утверждают, что проевропейский консенсус последнего десятилетия выхолостил саму сущность политики, что способствовало сегодняшнему популистскому реваншу. Но ЕС также может сдержать популизм. В конце концов, националисты-популисты вступали в правительственные коалиции в Австрии, Италии, Голландии и Дании (а после покинули их). И, хотя националистический популизм - общеевропейский феномен, сегодняшний популизм, в отличие от 30-х годов прошлого столетия, не выставляет себя как альтернативу демократии.

Жак Рупник - научный директор Центра международных исследований (CERI) в Париже и приглашенный профессор в Европейском колледже в г. Брюгге

________________________________________________

Copyright: Project Syndicate, 2006.

Перевод с английского - Николай Жданович