Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Давно пора дать путинской России жесткий отпор

Из того, что сейчас происходит, Россия наверняка поняла, что Лукашенко - это угроза ее интересам

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сказать, что Россия на этот раз просчиталась - значит ничего не сказать. Нынешняя ситуация еще раз наглядно показывает, как плохо в Кремле решен вопрос взаимодействия с бывшими советскими республиками. Кроме того, она стала личным унижением для Путина. Любого может хватить удар, когда огромная работа оказывается перечеркнутой одним скандалом за одну ночь

Весь понедельник Россия и Беларусь занимались перекладыванием друг на друга вины за приостановку поставок нефти по северной части нефтепровода 'Дружба' в Польшу и Германию. Однако и самой Европе стоило бы на минутку остановиться и задуматься, не несет ли и она в этой ситуации хотя бы часть ответственности за угрозу собственной энергетической безопасности, ибо чем бы ни закончился обмен взаимными уколами между Москвой и Минском, кто бы из них ни оказался действительно виноват в том, что сегодня происходит, факт остается фактом: за последние годы Европа не сделала практически ничего для того, чтобы противостоять все более авторитарному режиму Владимира Путина в России с каких-то единых позиций. А для укрощения жестокой диктатуры Александра Лукашенко в Беларуси Европа сделала и того меньше.

Нынешнюю весьма тревожную ситуацию можно было предсказать еще тогда, когда Россия приняла решение ввести для Беларуси цены на газ, более чем вдвое превышавшие прежние, и дополнительно ударить по ней введением полных экспортных пошлин на российскую нефть. Минск тут же нанес ответный удар, введя новые пошлины для российской нефти, пересекающей его территорию. Однако первым признаком действительно резкого ухудшения стал иск, поданный в субботу Беларусью против главы российской нефтетранспортной компании 'Транснефть' якобы за незаконную перекачку нефти. В ответ 'Транснефть' обвинила Беларусь в том, что она тысячами тонн крадет нефть из российских трубопроводов.

Сказать, что Россия на этот раз просчиталась - значит ничего не сказать. Нынешняя ситуация еще раз наглядно показывает, как плохо в Кремле решен вопрос взаимодействия с бывшими советскими республиками. Кроме того, она стала личным унижением для Путина. Любого может хватить удар, когда огромная работа - а за прошедший год Россия провела действительно огромную работу, чтобы успокоить Запад и убедить его в том, что прекращение поставок газа из Украины в начале 2006 года было исключением, которое никогда не повторится - оказывается перечеркнутой одним скандалом за одну ночь.

Однако если бы кто-то сказал, что нынешний кризис - дело рук Кремля, поднявшего цены на газ, это было бы несправедливо. С какой стати жители России должны платить за то, что их энергоносители потребляют в других странах? Если уж мы собрались критиковать Кремль, давайте сначала разберемся, кто действительно виноват. Главная причина разразившегося скандала заключается в том, что путинская Россия долгие годы всячески пестовала советский режим Лукашенко, поскольку считала его союзником, на которого можно смело рассчитывать в противостоянии с Западом. Когда вся остальная Европа объявила выборы, состоявшиеся в Беларуси в марте прошлого года, фарсом и неприкрытым обманом, Кремль остался единственным, кто признал их законность. Когда полиция, словно на врагов, накинулась на мирных демонстрантов, вышедших на улицы в знак протеста против этих выборов, западный мир осудил Лукашенко - а Путин поддержал его.

Так что вряд ли России стоит удивляться, что диктатура, выживающая единственно за счет насилия и обмана, не уважает правил честной игры, поскольку она сама заботливо эту диктатуру взращивала. Однако Кремль просчитался еще более жестоко - ведь начиная действовать две недели назад, он должен был четко понимать, во что ввязывается. Уже много лет назад всем стало ясно, что режим Лукашенко держится на плаву лишь потому, что покупает лояльность немалой части собственного населения государственными субсидиями, финансируемыми по большей части за счет дешевизны российского газа. Сам характер этого режима и его хрупкость столь очевидны, что трудно поверить, будто Россия не понимала: после любого повышения цен на газ Лукашенко будет приперт к стенке.

Трудно предсказать, что теперь будет. Лукашенко уже показал, что если на него будут давить, он готов создавать вокруг себя хаос, для чего у него есть все возможности. Россия, судя по всему, может оказаться достаточно безрассудной, чтобы ответить ему тем же. А Европа при этом окажется в совершенно абсурдной ситуации: два самых неприятных режима на континенте могут серьезно подорвать ее энергетическую безопасность.

Конечно, быстрых и легких решений здесь не будет. Но, во всяком случае, нужно использовать это время для того, чтобы рассмотреть совершенно новые подходы к отношениям с обеими этими странами. Что касается Беларуси, то к настоящему моменту всем должно быть понятно: пока у власти находится Лукашенко, реально решить эту проблему не удастся. Он - не просто диктатор, он непредсказуемый диктатор. Из того, что сейчас происходит, Россия наверняка поняла, что Лукашенко - это угроза ее интересам. Поэтому перед Россией и Европой сегодня открывается возможность объединить усилия и использовать все свое влияние для того, чтобы его режим перестал существовать.

Но здесь есть проблема и посложнее - отношения с самой Россией. Европа знает, что должна диверсифицировать источники поставок нефти и газа, и уже думает, как это сделать. Однако еще она должна сделать над собой усилие и наконец признать, что потакание путинскому Кремлю, шаг за шагом уходящему все дальше в авторитаризм, было ошибкой. Разве не пришло время, когда Европа должна дать ему единый и мощный отпор? Когда, если не сейчас?

Робин Шеперд - старший член Трансатлантической группы Фонда Маршалла "Германия - США" (German Marshall Fund of the United States)

_____________________________________

Давление на Беларусь ("The Washington Post", США)

Смягченный удар ("The Economist", Великобритания)

Медведев: 'Шантаж Белоруссии смешон' ("Le Figaro", Франция)