В газете 'Дзенник' освещается тема энергобезопасности Польши. В результате очередного спора с Белоруссией россияне могут закрутить вентиль нефтепровода 'Дружба'. Суд в Минске может принять решение о том, что Россия контрабандным путем перекачивает нефть через территорию Белоруссии и конфисковать этот энергоноситель, идущий в Западную Европу. Для Варшавы это означает угрозу очередного энергетического кризиса. Из России в Польшу поступает более 70% нефти. Практически все поставки идут через территорию Белоруссии. В случае каких-то трудностей с поставками Польша может в течение 4-5 дней восполнить нехватку, пользуясь терминалом в Гданьске. Нефть можно заказать на Ближнем Востоке, но она стоит дороже. В договоре с Россией гарантированы более низкие цены, нежели те, которые предлагают на Роттердамской сырьевой бирже. Российско-белорусский кризис может ударить Польшу по карману, и страна вновь может стать заложником спора между Минском и Москвой. Борьба Лукашенко с Путиным за нефть и газ всегда является борьбой нервов, отмечает Игорь Ляльков из белорусского фонда Шумана. К сожалению, этот конфликт может угрожать всей Европе. Так уже было с газом, сейчас пришла очередь нефти. Конца российско-белорусских торговых споров не видно.
Эту тему комментирует обозреватель газеты 'Дзенник' Анджей Талага. В очередной раз на протяжении двух недель Польша становится заложником конфликта между Минском и Москвой. На этот раз Польше угрожает кризис с поставками нефти. На протяжении многих лет Польша поддерживала развитие демократии в Белоруссии, принципиально критикуя режим Лукашенко. В настоящее время, когда он ведет торговую войну с Россией, Польша оказалась в патовой ситуации. Во-первых, президент Белоруссии защищает независимость своей страны, хотя также свою диктаторскую власть. Продолжая проводить политику врага Лукашенко, Польша идет плечом к плечу с Москвой в ограничении белорусской суверенности. Энергетическая безопасность Польши вновь оказалась под угрозой. Здесь стоит задать несколько вопросов.
Действительно ли польская восточная политика концентрируется на важнейших для Польши делах? Все ли мы сделали, чтобы торговые войны с Россией - даже не польские, а третьих стран - не угрожали интересам Польши? Правильно ли мы понимаем геополитические процессы за восточной границей? Ответов на эти вопросы нет. Польша была не готова к газовому конфликту Минска с Москвой. Также она не готова к нефтяной войне? Анджей Талага считает, что за годы, прошедшие после распада СССР в этом направлении многое упущено. И.Зм
Давление на Беларусь ("The Washington Post", США)
Медведев: 'Шантаж Белоруссии смешон' ("Le Figaro", Франция)
__________________________________________
Примечание ИноСМИ.Ru: В тексте сохранены орфография и синтаксис оригинала