Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путанная газовая политика России

Почему Россия вдруг показала зубы своему верному соседу?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конец минувшего года был пугающим для Белоруссии. Российские поставщики газа решили резко повысить цены на топливо. Это означает, что Минск, гревшийся до сих пор на щедрости соседа, попал внезапно в непривычное положение и оказался вынужденным проводить иную экономическую политику

Конец минувшего года был пугающим для Белоруссии. Российские поставщики газа решили резко повысить цены на топливо. Это означает, что Минск, гревшийся до сих пор на щедрости соседа, попал внезапно в непривычное положение и оказался вынужденным проводить иную экономическую политику.

И хотя, в конце концов, белорусы выторговали пять процентов от запрашивавшейся цены, это слабое утешение, так как вся белорусская экономика стояла и стоит на доброте России.

Тем не менее, в воздухе повис вопрос, почему Россия вдруг показала зубы своему верному соседу.

Здесь стоит напомнить, что еще в 1997 году был подписан проект договора об объединении двух государств в единый союз. Но он до сих пор не реализован. Тому есть две основные причины: Минск готов лечь в одну постель с Москвой, но на неприемлемых для Кремля условиях. Россия же хочет видеть Белоруссию только как свою провинцию, а не равноправного партнера.

Здесь можно предположить, что, поскольку договор не вступил в силу, Кремль повышением цены на газ пошел в атаку, которая должна поставить партнера на колени и в самом деле превратить Белоруссию в угодного России вассала.

Но вопросов остается еще много. Очень мало обращалось внимания на то, что возможное объединение двух государств зажигает перед Владимиром Путиным зеленый свет для еще двух должностных сроков в качестве президента теперь уже единого государства. Поскольку тогда речь пойдет уже не о том государстве, у руля которого он стоял долгое время, а о другом формировании, конституция не запрещает Путину его возглавить.

Непонятно также, почему Кремль пытается заставить Александра Лукашенко сменить внешнюю политику и повернуться лицом к Западу (первые признаки изменения курса уже заметны). Без внешней помощи экономика Белоруссии долго не простоит, и если ее сокращать с востока, то ее неизбежно придется искать поддержки на западе.

Но это означает, что официальный Минск должен будет быстро прояснить для себя значение таких понятий как 'права человека' и научиться жить по новым нормам, или вырваться тем самым из жарких объятий России.

Конечно, можно предположить, что, закручивая газовый кран, Кремль хотел ускорить процесс подчинения Белоруссии и поэтому Минск был поставлен в условия, когда он будет вынужден согласиться со всеми предложенными условиями, то есть стать провинцией России.

Но даже в случае, если теория верна, реализация планов русских не гарантирована, так как заинтересованность западных государств в изменении нынешней политической ситуации в Белоруссии может подтолкнуть их к всевозможным уступкам.

Это, в свою очередь, означает, что западные государства для срыва программы Кремля все-таки могут взять и без того бедствующего Лукашенко на свой кошт. А это даст Москве возможность призывать европейских потребителей к порядку и без закручивания газовых кранов.

Но пока вопросов больше, чем ответов.

______________________________________________________

Путинская Россия и мы ("La Repubblica", Италия)

'Кремль Инкорпорейтед' готов к противостоянию с Западом ("The Guardian", Великобритания)