Терпение президента России в отношении авторитарного лидера Беларуси Аляксандра Лукашенка (так в тексте - прим. перев.) лопнуло. И в ночь на понедельник Путин прервал поставки нефти в Беларусь.
Ну и что, подумали в Кремле, если это ударит по странам к западу от Минска - значит, так тому и быть. В общем-то, так все и шло, но лишь до определенного предела. По нефтепроводу 'Дружба' в Центральную Европу ежегодно поступает 100 миллионов метрических тонн (в англо-американской системе определенные виды товаров принято измерять в традиционных 'длинных' или 'коротких' тоннах, поэтому для ясности англоязычные авторы иногда пишут 'метрические тонны' - прим. перев.) нефти. Поскольку сейчас поставки прекращены, Польше и Германии пришлось выкачивать нефть из аварийных запасов, рассчитанных на 80 суток.
Совершенно особую проблему все обостряющаяся конфронтация между Москвой и Минском представляет для Европейского Союза. Лукашенка в Европе не любят и уже давно требовали от Кремля прекратить поддерживать своего общего соседа поставками энергоносителей. Однако страны ЕС тоже покупают у России много нефти и газа и, во-первых, не хотели бы, чтобы использование энергетического богатства страны в политических целях вошло у Кремля в привычку, а, во-вторых - не хотят сидеть у перекрытых наглухо трубопроводов.
Путин, несмотря на то, что в прошлом году поддержал Лукашенка, когда тот переизбирался на очередной срок, испытывает к лидеру Беларуси даже меньше нежных чувств, чем ЕС. У него собственная дилемма: с одной стороны, он хочет, чтобы Россия и Беларусь активно сближались в рамках политического и экономического союза, который фактически будет означать поглощение бывшей социалистической республики Россией, а Лукашенка стремится обратить это движение вспять, хотя в этом году по плану у двух государств уже должна быть введена единая валюта. Понятно, что Путин хочет объединяться на своих условиях, а не на условиях Беларуси. С другой - больше всего он не хочет, чтобы режим Лукашенка был свергнут таким же антироссийским народным восстанием, какое к вящему неудовольствию Москвы уже испытали другие государства бывшего СССР - в частности, Украина.
Если нельзя создать с Беларусью союзное государство, решил Путин, то надо хотя бы перестать его субсидировать. До недавних пор Беларусь очень неплохо зарабатывала на переработке дешевой нефти, поставлявшейся из России с 1995 года безо всяких пошлин, продавая выработанные из нее нефтепродукты в Европу по мировым ценам. Экспорт нефтепродуктов в Европу составляет 6 процентов валового внутреннего продукта Беларуси. Если бы Россия занималась этим сама, то каждый год получала бы от такого экспорта от 2 до 4 миллиардов долларов дохода.
В декабре Москва подняла ставки в экономической игре, введя пошлины на экспортируемую в Беларусь нефть. В результате издержки двух белорусских нефтеперерабатывающих центров повысились настолько, что в течение двух месяцев они могли просто обанкротиться. Поэтому Лукашенка отказался от импорта российской нефти и пригрозил введением платы за перекачку нефти по нефтепроводу 'Дружба', а также за содержание российских военных баз и другие услуги. Все это вместе взятое должно обеспечить Беларуси ежегодный доход примерно в 3 миллиарда долларов.
Москва заявила, что эти требования нарушают оба соглашения о свободе торговли, подписанные Россией и Беларусью еще в 1992 году, после распада Советского Союза. И поэтому на прошлой неделе, когда Беларусь в одностороннем порядке ввела транзитные пошлины, Россия просто закрыла кран.
Пространства для маневра у Лукашенка немного. Сегодня Беларусь, активно подталкиваемая Россией, уверенно движется к - как минимум - энергетическому, а - как максимум - ко всеобъемлющему экономическому кризису. Дополнительные затраты на энергоносители, которые придется нести всей стране как в результате нынешнего трубопроводного скандала, так и после подписания в конце прошлого года договора с Россией о постепенном повышении цен на газ до европейского уровня, очень больно ударят по экономике. Торговыми санкциями грозит ей и Европейский Союз, предъявляющий Беларуси обвинения в нарушении прав человека на труд. А Путин, которому надоело слушать обещания Лукашенка вступить в экономический союз завтра в обмен на дешевые энергоносители сегодня, начал закручивать экономические гайки, чтобы получить тот экономический союз, которого он добивается - причем полностью на своих условиях.
Теперь у него на руках есть довольно сильные карты: Россия уже берет под контроль белорусские энергетические активы. В частности, по газовому соглашению - на всякий случай, чтобы Лукашенка прыгал только тогда и туда, куда захочет Путин - российский газовый гигант 'Газпром' получил 50 процентов белорусской газотранспортной компании 'Белтрансгаз'. А европейцы могут лишь со стороны смотреть на разыгрываемую перед ними сцену из 'реальной энергополитики'. Смотреть и нервничать.
_____________________________________________
Борьба нервов между Лукашенко и Путиным ("Polonia", Польша)