Проскочив новогодние праздники, американцы вернулись к работе - на востоке теплая погода, в центре снежные бури, за западе дожди. А в России пока что не прошло коллективное головокружение: в стране продолжается традиционный десятидневный праздник, начинающийся за несколько дней до Нового Года и завершающийся православным Рождеством 7 января.
Поскольку наступающий год - Год Огненной Свиньи, русские сметают с прилавков игрушечных свиней, календари со свиньями, свиней-копилки, деревянных, бархатных свиней (многие эти вещи сделаны в Китае). В предновогодние дни - Новый Год, надо сказать, самый любимый в России праздник - улицы Москвы и других городов были буквально заполнены 'свинолюбами'. В десять вечера перед наступлением Нового Года по радио 'Эхо Москвы' передали: 'Город встал. На всех дорогах - пробки'.
Одна из социологических компаний провела опрос, в результате которого выяснилось, что у 79 процентов респондентов на новогоднем столе обязательно будут мандарины, а у 76 процентов - игристое вино. И то, и другое в России любят уже давно, но в советские времена и мандаринов, и шампанского не хватало, а то, что было, было дорого. Сегодня и того, и другого много, и стоит это сравнительно дешево. На подарки, согласно результатам того же опроса, средний респондент готов потратить примерно 500 долларов.
Законодатели в Думе, которым и без того хватает всяческих льгот и привилегий, придумали народу очередной 'подарок' в виде праздника: теперь в России каждый год будет отмечаться еще и День победы над милитаристской Японией. Что ж, память бывает обманчива. Помнить о прошлом, конечно, важно, но депутаты очевидно забыли, что Россия вступила в войну с Японией только в августе 1945 г. - за шесть дней до ее капитуляции.
Почему же в стране такой оптимизм, почему столько тратят, почему такая свиномания? Похоже, что русские начали жить так же, как до этого, казалось, могут жить одни только американцы - незыблемой верой в то, что завтра будет лучше, чем сегодня, что все лучшее в жизни еще впереди. Причем эта вера в будущее выявлена в обществе независимыми социологами, а не Государственным комитетом по статистике (русские за долгие годы выработали в себе прочное недоверие к официальной статистике). Среди основных причин оптимизма можно выделить следующие:
* семь лет экономического роста (на несколько ближайших лет Всемирный банк прогнозирует 5-6,5 процента ежегодно. В 2006 год рост составил 6,9 процента);
* рост доходов (реальные располагаемые доходы за 2006 год выросли на 11,5 процентов, пенсии - на 5,3 процента);
* рост фондового рынка (за прошедший год - 65 процентов);
* резкий рост иностранных и внутренних инвестиций, несмотря на угрозы, раздававшиеся из Кремля в адрес некоторых иностранных нефтяных компаний, работающих в стране;
* по словам заместителя премьер-министра Александра Жукова, за 2006 год вдвое сократилось количество людей, живущих в нищете.
Обращаясь к кабинету министров перед новым годом, президент Владимир Путин заявил, что Россия может 'с уверенностью смотреть в следующий год и строить новые планы по экономическому развитию страны, по подъему ее потенциала, по повышению благосостояния наших граждан'. Путин поставил на то, что больше всего остального русским хочется сегодня стабильности и экономического роста, который оказывал бы положительное влияние непосредственно на их благосостояние - и попал в точку. Он дал им все это. Нам и всем остальным, кто смотрит на Россию снаружи, видны разве что централизация власти, затыкание рта прессе и уменьшение независимости законодательной власти. Но на то, что рейтинг Путина остается очень высоким, мы практически не обращаем внимания.
Русские сейчас настроены празднично, но это настроение омрачают две темные тучи. Одна из них - низкий уровень рождаемости (сейчас он ниже уровня замещения). К середине века нынешние 145 миллионов населения России вполне могут сократиться до 100 миллионов, со всеми вытекающими отсюда социальными и экономическими проблемами.
Вторая проблема заключается в том, что экономическим процветанием Россия обязана по большей части высоким ценам на нефть и добыче других полезных ископаемых, а то, что ей реально необходимо - резкий рывок в обрабатывающей промышленности и переход к экспорту готовой продукции.
Но здесь русские проявляют удивительную солидарность с нынешним демократическим большинством в нашем Конгрессе и с теми, кто занимается реформой нашей системы соцобеспечения. Этот подход обессмертила еще Скарлетт О'Хара: 'Не хочу думать об этом сегодня. Подумаю об этом завтра'.
А тем временем вокруг радостно шипят пузырьки шампанского и слышится победный рык Огненного Кабана.
_______________________________________
Долгие зимние праздники в России: разгул пьянства и мотовства ("The New York Times", США)