После газа настал черед нефти. 7 января, в воскресенье, спустя всего несколько дней после того, как были урегулированы спорные вопросы о цене на газ для Беларуси, Россия прекратила поставки нефти своему западному соседу, по территории которого этот энергоноситель транзитом транспортируется в Польшу и Германию. Москва обвиняет режим Александра Лукашенко - 'последнюю диктатуру Европы', как называют его европейцы - в незаконном заборе нефти из нефтепровода 'Дружба', окрещенного так в советскую эпоху, когда слова, как у Джорджа Оруэлла, имели значения, противоположные своему смыслу.
Энергетика является основным оружием России для проведения политики силы, к чему она стремится с момента прихода к власти Владимира Путина. Сначала эта политика была направлена против бывших республик СССР, которые отказывались присягнуть на верность Кремлю. Эти республики получали газ и нефть по ценам значительно ниже мировых, а 'Транснефть' и 'Газпром', две тесно связанные с президентской администрации компании, пользуясь предоставленными им правами контроля над распределительными сетями, решили пересмотреть свои тарифы.
Ссоры между Москвой и Минском никто не ожидал. Беларусь и Россия собирались объединяться, и Путин был последним оплотом Лукашенко. Но коли Кремль хочет добиться своего, никакая 'дружба' в расчет не принимается. Беларусь стала объектом того же шантажа, который уже испытали на себе Украина, Молдавия, Армения, Грузия. Нужно приспосабливаться, платить или дрожать от холода :
Краткосрочный эффект и долгосрочные последствия этого нового витка энергетической войны выходят за рамки двухсторонних российско-белорусских отношений. Европа находится на переднем крае. В общем объеме потребляемых ею газа и нефти доля поставок России составляет одну четвертую и одну третью часть. Россия утверждает, что всегда выполняла условия заключенных с западными странами контрактов. Это так и было, даже во времена Советского Союза и 'холодной войны'.
Но с некоторых пор все чаще раздаются 'предупредительные выстрелы', пусть даже они и не направлены напрямую в сторону Запада. Взявшись за Беларусь, Путин не может не отдавать себе отчет, что он наказывает и Польшу, с которой отношения оставляют желать лучшего, и своих немецких друзей, на снисходительное отношение которых он мог рассчитывать.
Таким образом, Европе преподносится урок, чем может обернуться противостояние амбициозным планам крупных российских энергетических компаний, которые являются лишь эманацией политической власти, если только не имеет место обратное. Если страны Европы будут продолжать действовать поодиночке, в скором времени у них не останется другого выбора, как подчиниться требованиям этих компаний. Поэтому, сейчас, более чем когда бы то ни было, вопрос разработки единой энергетической политики и, в более общем плане, согласованной политики в отношении России обретает первостепенное значение.
_______________________________________________
Россия: вымогательство продолжается ("The Washington Post", США)
Давно пора дать путинской России жесткий отпор ("The Financial Times", Великобритания)