В ходе нынешней нефтяной конфронтации между Россией и Беларусью в самое затруднительное положение попадает Европейский Союз.
На карту поставлены позиции по трем важнейшим вопросам: энергетической безопасности, судьбы Беларуси как последней диктатуры Европы и необходимости дать отпор высокомерному поведению России на пространстве бывшего Советского Союза, в особенности касательно использования ее энергоносителей как инструмента политического давления.
Если Кремль принимает решение перестать бесплатно поддерживать президента Беларуси Александра Лукашенко и требовать платы за энергоносители по рыночной цене, он имеет полное право это сделать. Однако его действия должны быть предсказуемы. Столь резкое прекращение поставок нефти в Беларусь (в том числе и транзитных поставок, предназначенных для ЕС) есть не что иное как попытка оказания политического давления на Минск. Как заявила вчера канцлер Германии Ангела Меркель, для нее неприемлемо то, что Россия закрыла кран, не предупредив об этом потребителей своей нефти в ЕС. Именно подобные шаги и мешают России стать для Запада надежным поставщиком энергоресурсов, каковым она стремится стать.
Будем справедливы к президенту России Владимиру Путину - у него есть все основания для недовольства поведением Лукашенко. Лидер Беларуси постоянно нарушает экономические соглашения; к тому же он не выполнил своего широко известного обещания подготовить Беларусь с возможному слиянию с Россией. Однако Путин должен признать, что часть ответственности за поддержку белорусского фанфарона ложится и на его плечи: Лукашенко уже давно потерял бы власть, не будь у него московских субсидий.
Собственно, в этом вся соль проблемы, с которой сталкивается ЕС. С одной стороны, ЕС не желает видеть Лукашенко в Европе, и это правильно. С другой, ЕС не должен и давать России возможность захватить политический контроль над Беларусью и тем более поглотить ее. Подобный триумф Кремля может создать опасный прецедент в отношениях России с другими республиками бывшего Советского Союза - в частности, Грузией и Украиной, - позиции которых также легко уязвимы.
К счастью, ЕС еще не встал перед необходимостью выбирать между этих двух зол. В ходе нынешнего скандала пока не выявилось никаких признаков того, что Москва хочет убрать Лукашенко. Все, что, судя по ситуации, хочет от него Путин - чтобы он платил по счетам, а также чтобы перед президентскими выборами, которые пройдут в России в 2008 году, позиции Кремля росли и усиливались - ведь, хотя сам Путин баллотироваться уже не будет, кандидату Кремля он хочет обеспечить гарантированную победу.
Однако Брюссель обязательно должен быть готов к возможной смене режима в Минске. Когда на Западе требуют смещения Лукашенко, при этом практически всегда подразумевается, что это смещение пройдет демократическим путем, а на его место сядет прозападный демократический лидер. Но что если все случится по-другому, и своего преемника Беларуси навяжет Москва?
Если предположить, что цены на энергоносители останутся высокими, и ресурс России будет и дальше только расти, то получается, что Западу будет трудно повлиять на результат. Но он, тем не менее, должен жестко добиваться двух вещей. Во-первых, чтобы ни при каких обстоятельствах не нарушались поставки энергоресурсов; во-вторых, чтобы, какой бы сильной ни становилась Москва, Беларусь оставалась бы независимым государством.
Что касается первой позиции, то здесь Кремль вроде бы только рад дать соответствующие гарантии, ведь он сам стремится наращивать экспорт в ЕС. Однако белорусская государственность может оказаться вопросом совсем иного порядка - уж слишком соблазнительной может оказаться возможность снова взяться за строительство империи.
_____________________________________________________________
Российско-белорусский нефтяной конфликт ("Time", США)
Спор между Москвой и Минском ставит в затруднительное положение Европу ("The Financial Times", Великобритания)