Сегодня Европейская комиссия публикует свой обзор энергетической политики. Этот вопрос уже долго и упорно взбирается все выше и выше по лестнице политических приоритетов, а в последнее время обстоятельства сложились так, что он стал таким же важным, как всемирная борьба с бедностью, вопросы безопасности - в частности, противостояние международному терроризму - и глобальное потепление.
Однако в представленных документах Брюссель заострит внимание в основном на внутренних проблемах. Будут перечислены меры, которые необходимо принять в рамках Европейского Союза для перестройки его собственных рынков и в особенности для разукрупнения государственных монополий на континенте, которые уже долгое время всячески препятствуют конкуренции и свободному перетоку энергоносителей.
Но если так, то возможность вынести на обсуждение реально важные вопросы будет просто упущена: ведь самая серьезная угроза энергетической безопасности Европейского Союза находится не внутри, а вне его, и характеристика этой угрозы укладывается в одно короткое слово - 'Россия'. И то, что Неели Кройс (Neelie Kroes), комиссар ЕС по вопросам антимонопольной политики, представит свой обзор именно сегодня, когда Москва снова разыгрывает карту экономического империализма, закрыв газопровод (так в тексте - прим. перев.), идущий в Европу через Беларусь, лишь подчеркивает правильность такой постановки вопроса.
Нынешний скандал, словно под копирку срисованный с боев между Россией и Украиной, развернувшихся ровно год назад, лишний раз показывает: молния не просто может ударить два раза в одно и то же место - она обязательно будет туда бить снова и снова, если влияние России как поставщика энергоресурсов Запада будет расти и дальше.
Это не преминула отметить канцлер Германии Ангела Меркель - ее страна получает из России треть потребляемого ею газа. Меркель сразу же подчеркнула, что Беларусь представила нам очередную причину, по которой мы никак не должны впадать в слишком сильную зависимость от одного поставщика. Она призвала Европу быстрее строить терминалы для регазификации сжиженного газа, чтобы таким образом возвести стену на пути России, стремящейся использовать свои энергоресурсы в качестве политического оружия. Она даже заявила, что Германия рассмотрит вопрос о замедлении или даже прекращении закрытия атомных электростанций - до недавнего времени ни один германский политик не мог и помыслить о том, чтобы произнести такое.
Действительно, Германии есть чего бояться - ведь она больше, чем другие страны, зависит от поставок газа из России. Однако и другие члены Европейского Союза, Великобритания в том числе, не имеют права расслабляться - ведь весьма вероятно, что через десяток лет и наш газ будет на пятую часть российским.
Весьма проницательно о той опасности, которой подвергнется ЕС, если и дальше никак не будет реагировать на неравенство позиций в отношениях со своим ближайшим соседом, говорит противник Кремля и адвокат олигарха Михаила Ходорковского, отбывающего сейчас тюремный срок - Роберт Амстердам (Robert Amsterdam). У него накопились уже целые тома материалов, обличающих 'Газпром', российского газового монополиста, вознамерившегося проглотить в числе прочих и нашу компанию Centrica. 'Газпром', используя свое положение на рынке, разделяет его, чтобы в результате властвовать над всеми: в одних странах - например, в Германии - он активно 'окучивает' энергетические компании вместе с банками и даже политическими лидерами; против других он проводит настоящие карательные акции - как, например, против Литвы, продавшей свой нефтеперерабатывающий завод Польше. А когда 'Газпрому' не удается добиться своего ни пряником, ни кнутом, он просто прет напролом, как в Армении, где он скупил на корню всю местную энергетическую инфраструктуру, чтобы не дать Ирану возможность конкурировать с ним за поставки газа в Европу.
Чтобы играть в эту игру на равных, у Европы все же есть кое-какие карты на руках. Русским нужны две вещи: во-первых, доступ к мощностям западных энергораспределительных сетей, а при возможности и их приобретение, поскольку 'Газпром' компенсирует убытки от поставок топлива российским потребителям исключительно за счет работы на западных рынках; во-вторых, западный опыт в освоении собственных огромных запасов нефти и газа.
Если Россия и 'Газпром' хотят расширить свой доступ к Европе, они должны быть готовы к тому же - провести у себя дома либерализацию рынка и предоставить европейским энергетическим компаниям параллельный доступ к России. Убедить их в этом, конечно, будет трудно, поскольку, как убедительно покажет сегодня доклад Кройс, Европе самой еще очень многое нужно сделать для реформы собственного энергетического сектора. Однако с чего-то все равно надо начинать, и обзор энергетической политики ЕС - столь же хорошая точка входа, как и любая другая. Если Европа упустит эту возможность, последствия могут быть таковы, что она еще сильно пожалеет об этом.
_________________________________________
Роберт Амстердам: Жестче с "Газпромом" ("The International Herald Tribune", США)
Слабеющая энергетика ("The Times", Великобритания)
Энергия свободной Европы ("The Financial Times", Великобритания)