Опасения, что Европа запутается в энергетической паутине, сплетенной пауком-Москвой, отнюдь не новы. Еще в разгар 'холодной войны' строительство советских нефте- и газопроводов, ведущих в Европу, тревожило Центральное разведывательное управление США. Особую озабоченность вызвал проект по прокладке 'нитки' длиной в 4600 километров, связывающей гигантское Уренгойское газовое месторождение в Сибири с Центральной Европой через территорию Украины [имеется в виду газопровод 'Уренгой-Помары-Ужгород', строительство которого завершилось в начале 1980-х гг. - прим. перев.]. Разведчики из Лэнгли опасались, что зависимость от российского газа сделает Европу более податливой, и сорвет план президента Рейгана лишить советскую военную машину необходимых ресурсов за счет экономических санкций против СССР.
Госдепартамент США изо всех сил пытался убедить европейцев отказаться от закупок российского газа, а Рейган ввел санкции против компаний, изготовлявших турбины для компрессорных станций. Томас Рид (Thomas Reed), член Совета национальной безопасности в администрации Рейгана, даже утверждает в своих мемуарах, что ЦРУ организовало на уренгойском газопроводе диверсию с использованием первого в истории компьютерного вируса - своеобразного 'троянского коня', вызывавшего сбои в программах ЭВМ, управлявших подачей газа, в результате чего давление в 'трубе' снижалось до опасного уровня. По словам г-на Рида, в 1982 г. это привело к мощному взрыву и пожару на газопроводе.
Бывшие сотрудники КГБ называют эту историю чепухой, утверждая, что причиной взрыва стали ошибки при проектировании газопровода. Однако США, несомненно, делали все возможное, чтобы сорвать советский план завоевания энергетических рынков Европы. Вашингтон обещал восполнить недостаток топлива поставками американского угля и всячески поддерживал альтернативный вариант снабжения норвежским газом. Тем не менее, трубопроводы были достроены, и Россия проявляла себя абсолютно надежным поставщиком. Так было до января прошлого года, когда 'Газпром' прервал поставки 'голубого топлива' на Украину. На этой неделе пришла очередь Беларуси. В результате конфликта из-за цен на газ и нефтяных пошлин 'Транснефть' перекрыла вентиль трубопровода, проходящего через эту страну. Поставки нефти марки Urals в Польшу, Германию и Словакию сократились.
Не нужно быть 'ястребом', помешавшимся на идеях 'холодной войны', чтобы понять: Евросоюз на редкость благодушно относился к вопросу о собственной энергобезопасности. Разведчики из ЦРУ оказались правы. Их прогноз о том, что Кремль будет использовать энергоресурсы в качестве внешнеполитического рычага, пусть и с запозданием, но оправдался. Они справедливо говорили о необходимости разработки норвежских месторождений и закупок газа у этой страны (сегодня он стал большим подспорьем для Великобритании, но заслуги Уайтхолла в этом нет). Они верно указывали и на необходимость строительства 'ниток', связывающих каспийские месторождения с Европой - а ведь еще десять лет назад эти проекты высмеивались как нерентабельные и авантюрные в политическом плане. Теперь, однако, Каспийская нефть по трубопроводу, проложенному BP, поступает в страны Средиземноморья: этот маршрут позволяет избежать цепких объятий 'Транснефти' и компенсировать сокращение нефтедобычи в Ираке.
ЕС наконец приступил к разработке энергетической политики, и сегодня должен объявить о согласованной позиции в отношении России. Кроме того, Брюссель намерен пригрозить крупным энергокомпаниям Европы принудительным демонтажем их монопольного владения трубопроводами и сетями электропередачи, если они и дальше будут закрывать конкурентам доступ на свои рынки.
Создание конкурентной среды давно назрело, но, к сожалению, демонополизация переработки и сбыта вряд ли обеспечит стабильность на рынке в условиях сужения возможностей на этапе добычи и транспортировки.
Цель Еврокомиссии - покончить с вертикальной интеграцией энергетических гигантов - прямо противоречит усилиям, предпринимаемым энергокомпаниями для обеспечения гарантированного снабжения сырьем. Газораспределительные компании - от британской Centrica до итальянской Eni - лихорадочно заключают контракты с 'Газпромом', предлагая российскому холдингу доступ к своим рынкам сбыта в обмен на обещания увеличить объемы поставок.
Многие члены Еврокомиссии, особенно Комиссар по вопросам конкуренции Неели Кройс (Neelie Kroes), были бы рады заставить Gaz de France и E.ON продать свои трубопроводные сети какому-нибудь аналогу британской распределительной компании National Grid. Однако директива о разукрупнении энергетических монополий вряд ли когда-либо увидит свет - Франция и Германия сделают все, чтобы заблокировать этот шаг. Если г-же Кройс удастся найти веские доказательства злоупотребления ведущими энергокомпаниями своей гегемонией на рынках, она может использовать полномочия в сфере демонополизации, чтобы заставить их избавиться от распределительных сетей - но и для этого понадобится мощная политическая поддержка.
Удастся ли ей заручиться такой поддержкой, и демонтировать европейских распределительных гигантов? Возможно, уже слишком поздно. Не исключено, что шанс создать конкурентную, эффективную и высокорентабельную энергетическую инфраструктуру упущен - ведь рычаги влияния сегодня переходят в руки добывающих компаний, большинство из которых контролируются властями развивающихся стран, управляемых авторитарными режимами.
Разумно ли ослаблять финансовую и функциональную мощь крупнейших энергокомпаний Европы в тот момент, когда все они ведут переговоры о снабжении топливом с единственным поставщиком? Достаточно посмотреть на Centrica: ей с большим трудом удается заполнять свои хранилища. Некогда этот сбытовой филиал British Gas был любимчиком Сити, знаменитым брэндом. Сырья было хоть отбавляй, а многочисленные поставщики выстраивались в очередь у дверей Centrica, которая контролировала потребителей. Теперь ее потребители обрели высокую мобильность, а крупный поставщик остался только один.