Неужели академическое сообщество в Израиле практикует идеологическую цензуру? Знак вопроса, к сожалению, излишний. Правильный ответ: да, в Израиле затыкают рты тем, кто "неправильно" мыслит.
Недавно я имел продолжительный телефонный разговор с одним из самых важный людей в Израиле, куда уж важнее - с деканом кафедры философии Иерусалимского университета профессором Эльхананом Якирой. Недавно он выпустил в свет книгу под названием "Пост-сионизм и пост-Катастрофа" (Совместное издание Тель-авивского университета и "Ам овед").
Автор полемизирует со сторонниками пост- и антисионистской концепции, которые доходят до использования Катастрофы европейского еврейства ради продвижения своих идей, причем, как будет изложено ниже, не только в статьях и научных публикациях, но и на лекциях перед студенческой аудиторией.
Профессор Якира считает себя социал-демократом и левым, о чем он сам мне сообщил. Но разговаривал он нерешительно, осторожно, как будто пробираясь сквозь минные заграждения. Впрочем, он знал, где расставлены мины и умел их обходить. Главное, что его волнует, и о чем он считает необходимым предупредить - это затыкание ртов и замалчивание фактов. Например, газета "Гаарец" не стала публиковать его статьи о левом отказничестве, в которых, среди прочего, говорилось об опасности возникновения отказничества правого, которое действительно набирает силу в последнее время.
В своих статьях профессор Якира определяет допустимые границы отказничества в демократическом государстве и выступает против леворадикальной организации "Йеш гвуль". Именно это стало причиной, по которой "Гаарец" отклонила его статьи: "они, уважаемый профессор, недостаточно глубоко аргументированы". Можно ли придумать более смехотворную претензию "газеты для думающих людей" к человеку, возглавляющему кафедру философии в первом университете страны? Если он, специалист по Спинозе и Лейбницу, не умеет аргументировать свою точку зрения, то, кто умеет?
Раз за разом он посылал свои статьи в редакцию и получал отказы. В конце концов, он отчаялся, и в знак протеста против попирания свободы слова отменил подписку на "Гаарец".
Публикация в Израиле критической книги о пост-сионизме тоже оказалась делом весьма непростым. Три престижных издательских дома отказались печатать книгу профессора. Рукопись приняло университетское издательство, что делает честь Тель-авивскому университету. Однако, о самом этом заведении профессор наслышан от своей дочери, которая училась там на вторую академическую степень на факультете общественных наук. Из рассказов дочери, профессор узнал о том, как известные преподаватели используют академическую свободу для агитации студентов в пользу пост- и антисионизма. "Я сам, - говорит он, - никогда не позволяю себе во время лекций говорить о политике. По-моему, это совершенно неприемлемо".
"Более того, - добавляет профессор Якира, - преподаватели Тель-авивского университета используют свой авторитет и влияние для продвижения в академической карьере своих идеологических последователей, и этим формируют будущее пост-сионистское и антисионистское поколение израильских ученых". В своей книге он опровергает самые распространенные антисионистские мифы и предупреждает о негласном союзе между отрицателями Катастрофы и пост-сионистами, которые, хотя и не подвергают сомнению факт уничтожения евреев в ходе Второй мировой войны, но используют Катастрофу для продвижения своей идеологии.
Телефонный разговор с профессором Якирой произвела на меня гнетущее впечатление. Он сказал открытым текстом о том, о чем прозрачно намекал в транслировавшееся радиостанцией "Решет-бет" беседе с журналистом Ицхаком Ливни. А именно: что в израильском академическом мире существует строгая цензура. И цензура эта навязана не правительством и не судебными инстанциями, но сообществом, которое по определению должно быть открытой трибуной, творческой лабораторией, где сталкиваются различные точки зрения.
Речь идет о влиянии на общественную атмосферу, на лексикон, которым мы пользуемся. Якобы в интересах "политкорректности" задерживаются публикации, затыкаются рты, искажается до неузнаваемости смысл привычных слов. И - как следствие - искусственно меняется сознание людей. Виновно в этом не правительство. Мы не живем в условиях диктатуры. Но кое-где в академическом мире существует самая настоящая цензура. Молодой преподаватель университета, решившийся пойти против течения, рискует своей карьерой в буквальном смысле слова.
История знает государства, практиковавшие подобные методы. Сказанное социал-демократом, профессором Эльхананом Якирой слишком напоминает "1984" Джорджа Оруэлла. И происходит все это здесь, в нашей с вами стране.
перевод предоставлен новостным агентством Курсор.co.il