Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дружба была вчера. Дружба - фройндшафт - еще что-то значила, наверное, в 70-е годы, когда бывшие страны Восточного блока строили одноименный трубопровод. Трубы должны были снабжать социалистические братские государства на западе от СССР нефтью Западной Сибири. По дружбе

Дружба была вчера. Дружба - фройндшафт - еще что-то значила, наверное, в 70-е годы, когда бывшие страны Восточного блока строили одноименный трубопровод. Трубы должны были снабжать социалистические братские государства на западе от СССР нефтью Западной Сибири. По дружбе. Но не прошло и 30 лет, как в вопросах энергетики вся дружба закончилась. Энергия означает экономический рост, благосостояние и тепло. Энергии мало, и она дорого стоит.

И хотя это произошло не сегодня, все равно реакция на неожиданную остановку поставок нефти по нефтепроводу 'Дружба' граничит с паникой. Рефлекторно политики ставят под вопрос то надежность России, то отказ Германии от атомной энергетики, или же сразу и то, и другое. Эта реакция равно понятна, как и преувеличена. России Путина можно с полным основанием не доверять, но одно беспокойство все-таки не имеет под собой почвы: Россия не перекрывает кран. В приостановке поставок в Западную Европу Москва так же мало заинтересована, как и сама Западная Европа. Энергия - это экономический рост и благосостояние, в том числе и в России, экономика которой опирается на сырье. Канцлер Германии поспешно объявляет о переговорах с Кремлем по поводу энергоснабжения. Не надо паники: Россия и на этот раз как-нибудь уладит это дело. В настоящий момент ЕС пытается с помощью нефти развернуть дебаты по ядерной энергетике. Но атомный реактор имеет так же мало общего с нефтью, как и с хлебопечением.

Растущие цены на энергоносители, приостановка поставок нефти и газа, растущая конкурентная борьба за оставшиеся ресурсы демонстрируют нечто принципиальное. Промышленно развитые страны должны смириться с тем, что их прежняя модель преуспевания изменяется. Развитие человечества всегда было связано с энергией, и она была редко дефицитом. Энергия воды заставила вращаться первые мельницы. Пар - первые большие машины. Нефть обеспечила движение автомобилям, на угле стали работать крупные электростанции. Но государствам требовалось все время больше и больше, они все время создавали необходимые для этого инфраструктуры: электросети, нефте- и газопроводы. То не хватало капитала, то рабочей силы. Но с энергоносителями в развитых странах дефицит случался редко.

Европейцам не нужно далеко ехать, чтобы заметить перемены. Северное море дает с каждым годом все меньше и меньше нефти и газа. По оценкам ЕС, зависимость Европы от иностранных поставок энергоносителей к 2030 г. увеличится вдвое. Обостряется конкурентная борьба с другими импортирующими странами, такими бурно развивающимися, как Китай и Индия; продолжает увеличиваться доля импортируемого сырья из политически нестабильных регионов. Кто хочет продолжать расти в такой ситуации, должен суметь обходиться меньшим количеством энергии или, по крайней мере, другими ее видами. А почему бы и нет?

Германия, Европа, все промышленно развитые страны в целом должны увидеть в этой ситуации свой шанс. Кто сказал, что формы производства и использования энергии у нас единственно правильные? Есть разные решения - от самых маленьких, до самых кардинальных. Даже экономные немцы все еще очень расточительны со своими энергоносителями. Порой они больше обращают внимания на скорость, чем на стоимость бензина, а тепло в их домах слишком сильно обогревает и окружающее пространство. В промышленности энергию разбазаривают старые электромоторы. В подвалах технически устаревшее обогревательное оборудование просто пожирае деньги. Электростанции драгоценным теплом обогревают окружающую среду, вместо того, чтобы направлять его в разветвленную теплосеть. Энергией будущего станет та, котоая не будет кончаться.

С этой точки зрения, Германия должна быть благодарна тому, что столкнулась с такими проблемами сразу же в начале своего председательства в ЕС. Совершенно верно, что правительство Германии избрало энергетическую политику и защиту климата ключевыми вопросами своего председательства. Это две стороны одной медали. Только совместными усилиями Европа может продвигаться здесь вперед. Альтернатив ни защите климата, ни экономному использованию энергии не существует.

Европейцы могут быть уверены: они не единственные, кого занимают эти проблемы. Беспокойство растет и по ту сторону Атлантики, и на Дальнем Востоке. К счастью, европейские инженеры находятся в числе первых, кто находит ответы на эти вопросы. И прежде всего, на вопрос, как можно сочетать экономический рост с вздорожанием энергии и борьбой против изменения климата. Эффективные технологии, автономные возобновляемые виды энергии, автомобили и дома, снижающие потребление энергии. С большой долей вероятности следующий великий виток инноваций будет связан именно с энергией. После долгого отсутствия Европа снова сможет встать во главе этого движения.

С общественной точки зрения, время для этого настало. Возможности возобновляемых видов энергии теперь неоспоримы. Квартиросъемщики и владельцы домов станут защитниками окружающей среды, хотя бы ради экономии своих расходов. На крупных автомобильных ярмарках, как в эти дни в Детройте, машины-пожиратели бензина смогут понравиться лишь фетишистам. Крупные контракты получит тот, кто производит экономные автомобили. Если это станет путем в энергетическое будущее, то когда-нибудь мы сможем вполне обойтись без сибирской дружбы.

__________________________________________________

Энергия свободной Европы ("The Financial Times", Великобритания)

Белорусский вопрос ("The Financial Times", Великобритания)