Это самый длинный нефтепровод в мире, он построен еще при советском Союзе, и его официальное название - 'Friendship'. Но теперь, когда из-за него между двумя бывшими республиками Советского Союза развернулся жестокий торговый скандал, сорвавший поставки нефти и газа в Европу, его следовало бы переименовать в 'Brinkmanship'.
На кону стоит надежность поставок энергоресурсов из России в Европу через Беларусь. Нельзя забывать и о том, что к президенту Беларуси Александру Лукашенко и так накопилось немало вопросов: США называют его последним диктатором Европы.
Даже в постсоветскую эру Россия и Беларусь оставались - по крайней мере, с виду - друзьями не разлей вода. Они даже подписали между собой договор о формировании союза двух государств, хотя в союз этот так и не двигались. Авторитарный режим Лукашенко неизменно поддерживал и внешнюю, и внутреннюю политику России, а президент России Владимир Путин платил за это, поставляя в Беларусь нефть и газ с огромными скидками. Беларусь перерабатывала дешевую нефть, а нефтепродукты продавала по мировым ценам европейским странам, в частности Германии и Польше.
Но это уже в прошлом. Сначала 'Газпром', российский государственный газовый монополист, стал брать за российский газ цену вдвое больше, чем те смешные деньги, которые Беларусь платила до того. Также Москва объявила, что прекращает субсидию, стоившую ей, по словам чиновников, 3,5 миллиарда американских долларов в год, и больше не будет продавать Минску нефть без пошлин.
Беларусь начала действовать по принципу 'око за око'. На прошлой неделе она ввела новый сбор - за транзит российской нефти по ее территории. Москва отказалась платить этот сбор, назвав его незаконным. В выходные Беларусь, по словам российской стороны, начала в счет оплаты отбирать нефть из трубопровода, на что Москва ответила полным прекращением поставок.
На ближайшее время у Европы достаточно запасов, чтобы не бедствовать, но сам факт срыва поставок вызывает у нее страх и гнев.
- Когда подобные действия совершаются без соответствующих консультаций, это неприемлемо, - заявила вчера канцлер Германии Ангела Меркель в ответ на вопрос о надежности России как поставщика энергоресурсов. - Это очередной удар по доверию. Сотрудничество, основанное на взаимном доверии, так не построить.
Анатоль Ливен (Anatol Lieven), старший научный сотрудник вашингтонского политологического фонда New America Foundation, Москва таким способом выравнивает экономический и политический дисбаланс в своих отношениях с Беларусью.
- В общем-то, если трезво взглянуть на ситуацию, вы увидите, что с самого распада Советского Союза Россия в большой, очень большой степени финансировала некоторых своих соседей.
Однако, по его мнению, дело не только в этом. В течение долгого времени, считает Ливен, Лукашенко считали не более чем марионеткой Москвы.
- А это было не совсем так. По крайней мере, не так, как это в основном воспринималось на Западе. Лукашенко был верен не России, а Советскому Союзу, и жестко настроен против Запада. Он не считал, что в Союзе с Россией Беларусь должна быть одним из российских регионов.
Кроме того, по словам Ливена, Лукашенко активно сопротивлялся попыткам Кремля через российские компании взять под контроль белорусскую промышленность. Россия беспокоится, что подход Лукашенко к государственному управлению и многочисленные нарушения прав человека бросали нехорошую тень на самого Путина в глазах международного сообщества. Он даже предположил, что, возможно, давление Москвы на режим Лукашенко - это попытка сместить его.
- Может быть, у России есть план посерьезнее - избавиться от Лукашенко? Может быть, у них есть альтернативный кандидат? Может быть, они решили, что кто-нибудь другой из числа белорусской элиты на его месте будет меньше позорить их в глазах Запада и одновременно будет более покорно удовлетворять интересы России?
Валерий Нестеров, аналитик московской инвестиционной компании 'Тройка Диалог', в беседе с корреспондентом агентства Associated Press назвал разгоревшийся спор 'взаимно разрушительным процессом'.
Вчера министр энергетики России Виктор Христенко поставил вопрос о переориентировании нефтяных потоков на транзитные маршруты, идущие не через Беларусь. Таким образом, Минск в конечном счете был бы совершенно отрезан от процесса перекачки нефти в Европу. Правда, потребителям, как пишет The New York Times, при этом все равно никто не гарантирует, что поставки не будут прерываться вообще.
На встрече с кабинетом министров Путин потребовал от них провести переговоры с российскими нефтяными компаниями и обсудить 'возможность снижения объемов добычи нефти, с учетом проблем с ее транзитом через Беларусь'.