Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мирный атом, или зависимость от российского президента

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Или развивать атомную энергетику - или отдавать национальную безопасность на милость президента России. Европе зависеть от российского газа - все равно что давать шантажисту номер своего банковского счета

Или развивать атомную энергетику - или отдавать национальную безопасность на милость президента России. Европе зависеть от российского газа - все равно что давать шантажисту номер своего банковского счета.

Слава Богу, что у нас еще есть женщины. Они, по крайней мере, объективны. Такое впечатление, что над мужской политикой висит какое-то проклятие: через какое-то время она неизменно превращается в клуб, где 'все свои'. Долгое время за это критиковали британскую политическую систему, но, как видно, такая 'товарищеская коррупция' уже распространилась на весь белый свет.

Почетные члены клуба Джордж Буш и Тони Блэр - в полном соответствии с принятыми в этом клубе правилами - в какой-то момент решили, что Владимир Путин - свой в доску парень, которому можно доверять.

Хотя, надо сказать, дружба между ними и бывшим офицером КГБ - это, как выяснилось, еще ничего по сравнению с тем, в каких отношениях с ним был бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Правительство Шредера - несколько недель до его смещения с поста канцлера после выборов 2005 года - выделило кредит в миллиард евро на строительство газопровода по дну Балтийского моря, по которому российский газ может напрямую поступать в Германию. Всего через два месяца Шредер объявился на публике вновь - уже в качестве председателя консорциума, занявшегося строительством того самого газопровода и находящегося под контролем российской государственной газовой компании 'Газпром'.

Вообще, между Путиным и Шредером установились взаимоотношения, даже по 'клубным' меркам весьма близкие: российский лидер лично помог Шредеру и его жене усыновить двух детей из России. Не будем к Шредеру слишком жестоки: в конце концов, он был всего лишь последним в длинном ряду немецких канцлеров, легко поддававшихся влиянию русских - может быть, здесь сыграло свою роль чувство вины, остающееся после Второй мировой войны, кто его знает.

Как бы там ни было, с приходом Ангелы Меркель в российско-германских взаимоотношениях началось, как видно, нечто новое. Дело даже не только в том, что фрау Меркель родилась после окончания войны, но еще и в том, что она выросла в Восточной Германии, стране (если, конечно, ее можно так называть), все жители которой с самого начала были узниками России, а после строительства стены сходство с тюрьмой стало еще больше. Так что можно смело предположить, что у фрау Меркель по отношению к России нет никаких эмоций - ни вины, ни чего-либо еще.

Этот фактор влияет далеко не только на взаимоотношения между двумя странами, особенно сейчас, когда Германия стала страной-председателем Европейского Союза. В своем новом качестве Ангела Меркель в первые дни наступившего года дала корреспонденту FT Квентину Пилу (Quentin Peel) весьма показательное интервью. Вопрос о том, как она относится к тому, что Путин фактически кастрировал российскую прессу, Меркель не стала замалчивать и не стала ссылаться на то, что это-де исключительно внутреннее дело России:

- Я много раз говорила президенту России, что борьба противоположных мнений - это жизнь нормального общества, - сказала она. Мне особенно понравились слова 'много раз'.

Когда Пил в связи с односторонним решением Путина прекратить поставки газа на Украину в прошлом году поднял вопрос об усилении зависимости ЕС от российских нефти и газа, Меркель ответила:

- На последнем саммите ЕС у меня по этому поводу состоялся очень откровенный разговор с президентом Путиным. - Что ж мы все знаем, что значит на политкорректном жаргоне подобных саммитов 'очень откровенный разговор': это когда переводчики начинают бледнеть от страха.

Правда, в данном конкретном случае переводчики, наверное, и вовсе не понадобились: ведь Ангела Меркель, как и все образованные жители Восточной Германии, свободно говорит по-русски.

Однако на этой неделе ситуация стала еще пикантнее: президент Путин, ни словом не предупредив своих европейских потребителей, перекрыл нефтепровод, по которому нефть через Беларусь идет в Польшу и Германию. Именно так об этом и узнала фрау Меркель: ей сообщили германские промышленники, решившие посмотреть, как там дела с нефтью, и таковой не обнаружившие. Невероятно, но люди, знающие Путина гораздо лучше, чем я, в один голос говорят, что ему и в голову не пришло бы ее предупредить - ни как канцлера Германии, ни как председателя Совета министров ЕС.

И Ангела Меркель ответила достойно - именно на это все и рассчитывали. Она публично объявила действия Путина 'неприемлемыми' и заявила, что 'партнерство на основе сотрудничества' в таких условиях строить довольно трудно. Она даже добавила, что во время 'холодной войны' Россия и то была более надежным поставщиком энергоносителей, чем сегодня. И наконец, фрау Меркель сделала по германскому телевидению заявление, по меркам германской политики просто потрясающее - после нынешнего события, скорее всего, план полного вывода из эксплуатации всех атомных электростанций страны к 2020 году будет пересмотрен.

По правилам громоздкой германской коалиции она не может принять такое решение: одним из условий, на котором особо настаивала в свое время СПГ, был 'отказ от пересмотра' принятого в 2000 году закона о прекращении атомной электрогенерации. Однако известно, что Меркель считает антиатомную политику глубоко ошибочной.

Между Ангелой Меркель и Маргарет Тэтчер просматривается сходство, выходящее далеко за рамки того, что обе они - женщины и что она, как и Тэтчер, не очень вписывается в панибратские нормы международной политической элиты - достаточно было посмотреть на то замешательство, в которое ее привел Джордж Буш во время саммита 'большой восьмерки', 'по-товарищески' сжав ей плечи. Как и Маргарет Тэтчер, Меркель получила образование в сфере точных наук: в университете они обе учили химию, потом много занимались ею, Меркель по квантовой химии даже защитила диссертацию. Что касается Тэтчер, то ее энтузиазм в отношении атомной физики объяснялся именно этим научно-логическим складом ума, а вовсе не инстинктивной ненавистью к Национальному профсоюзу шахтеров (National Union of Mineworkers. Речь идет о забастовке шахтеров в Великобритании, длившейся более года в 1984-85 гг., и завершившейся поражением профсоюза и закрытием большинства шахт в стране - прим. перев.). Вот и Меркель, поскольку также обладает научно-логическим складом ума, знает, что мир не знал еще такой безопасной формы выработки электроэнергии в массовых масштабах, каковой является атом. Она знает, что огромные вложения Германии в ветряную генерацию были не просто плохо просчитаны в финансовом отношении, но и вызвали опасные энергетические всплески, которые при их повторении способны привести к длительным отключениям целых сегментов общеевропейской сети.

Во-первых, мирная атомная энергия, как не устает доказывать общественности Джеймс Лавлок (James Lovelock, независимый британский ученый и писатель - прим. перев.) - это единственный способ, который может позволить в современных экономических условиях сократить выбросы углекислого газа в электроэнергетике, не снижая при этом уровня жизни населения. Но сегодня есть и еще одна причина, по которой Германия и Европа в целом должны пересмотреть свои антиатомные догмы. И ничего общего с аргументами экологов она не имеет.

Имя этой причине безопасность. Понятно, что атомная энергия не решит проблему с безопасностью поставок нефти с Ближнего Востока - ведь она не заменит бензин в двигателе внутреннего сгорания (хотя когда на дорогах появятся электромобили, даже здесь можно будет поспорить), но когда вся европейская промышленность вырабатывает электричество и тепло во все большей степени из российского газа, это все равно, как если бы вы сами отдали шантажисту номер своего банковского счета.

Причем русские обращаются по-русски не только с конечными пользователями. Месяц назад компанию Shell заставили отдать 'Газпрому' контроль над 'Сахалином-2' - самым крупным в мире проектом по производству сжиженного газа. С потрясающим цинизмом российские власти обвинили Shell в плохом отношении к местной экологии - я говорю о потрясающем цинизме не потому, что Shell была ни в чем не виновата, а потому что на самом деле российскому правительству до состояния сахалинской природы нет ровно никакого дела.

Владимир Путин обещал не идти на выборы в марте 2008 года. Допустим даже, что он говорит правду. Но если бы вы были на месте Ангелы Меркель, разве вы поставили бы безопасность своей страны на такую ненадежную карту, как личность следующего - или последующего - президента России и его отношение к использованию газа в качестве средства политического вымогательства? Может быть, Гордон Браун и Дэвид Кэмерон * возьмут это на заметку?

* * *

* Гордон Браун (Gordon Brown) и Дэвид Кэмерон (David Cameron) - наиболее вероятные претенденты от Лейбористской и Консервативной партий Великобритании, соответственно, на пост премьер-министра на следующих выборах - прим. перев.

_________________________________

'Ядерная фобия' Германии усиливает энергетическое влияние России ("The Wall Street Journal", США)