МОСКВА - Похоже, что белорусский президент Александр Лукашенко последним из лидеров государств на постсоветском пространстве понял, что ему сегодня приходится иметь дело с другой Россией.
Почти весь прошлый год он всячески затягивал переговоры о заключении новых соглашений на поставку газа и других энергоресурсов. Очевидно, Лукашенко полагал, что заявлений о солидарности и братстве славянских народов, завернутых в запылившийся договор десятилетней давности о создании славного союзного государства Белоруссии и России, будет достаточно, чтобы избежать резкого повышения цен.
Но избежать его не удалось, и теперь Белоруссия сталкивается с экономическими и политическими последствиями настойчивых и жестких усилий России по укреплению своих позиций энергетической сверхдержавы.
Владимир Путин, на протяжении семи лет своего президентства поддерживавший Лукашенко, несмотря на глубокую личную неприязнь к этому человеку (о чем говорят многие), в конце концов, дал ясно понять, что правила изменились.
Когда речь заходит о поставках энергоресурсов, то царствовать начинают деньги.
Такое развитие событий показывает, что Путин, которого критики обвиняли в советской ностальгии, пока он проводил централизацию своей политической власти, последовательно приносит в жертву новой стратегии политические связи с бывшими советскими республиками. На месте советской империи с ее коммунистической идеологией Путин создает новую империю, основанную на запасах энергоресурсов, трубопроводах и, как считают его местные сторонники, на безжалостных рыночных принципах.
'Мы все еще стараемся избавиться от остатков наследия Советского Союза', - говорит Вячеслав Никонов, директор фонда 'Политика', являющегося исследовательским институтом, тесно связанным с Кремлем. 'Цены увеличиваются для всех, - добавляет он, - я не знаю, почему для Белоруссии должно делаться исключение'.
На самом деле, исключения закончились.
На следующий день после того, как Минск согласился отменить транзитную пошлину в размере 46 долларов за тонну нефти, что заставило Россию на три дня перекрыть нефтепровод, перекачивающий топливо в Европу, нефть с утра четверга вновь потекла на запад. А на восток, в сторону Москвы, потекли доходы от ее продажи, на часть которых рассчитывала Белоруссия, занимавшаяся реэкспортом все последнее десятилетие.
Благодаря новым соглашениям, в соответствии с которыми Белоруссия вдвое больше будет платить за природный газ, а также начнет выплачивать экспортные пошлины за поставки нефти, российский энергосырьевой гигант 'Газпром', а также государственные и частные нефтяные компании России получат миллиарды долларов дополнительной прибыли. Точно так же дополнительная прибыль недавно начала поступать от новых соглашений с Украиной, Молдавией и Арменией.
Путина давно уже критикуют за то, что он использует энергетические ресурсы своей страны в качестве геополитического оружия - 'инструмента запугивания и шантажа', как сказал в прошлом году Дик Чейни. Тогда похожие действия 'Газпрома' в отношении Украины многим казались карательными акциями против президента Виктора Ющенко, стремящегося к вступлению в Евросоюз и НАТО.
Перекрытие нефтепровода, проходящего через Белоруссию, оживило голоса таких критиков. Однако путинские министры могут теперь со всей справедливостью заявить, что они последовательны в своих требованиях о рыночной оплате за природные богатства России.
'Когда какая-то страна платит по более низким ценам в сравнении с европейскими потребителями, то Россию обвиняют в подкупе, - заявил на этой неделе министр энергетики Виктор Христенко, - но когда мы хотим перейти на рыночные цены, нас начинают обвинять в шантаже'.
Поражает та резкость и внезапность, с которой официальные представители путинской России в ходе нынешнего энергетического спора ополчились на Лукашенко. Он самовластный руководитель, создавший по сути, хотя и не по названию, настоящую диктатуру. Однако он пользовался широкой политической поддержкой российских законодателей - пусть отчасти она была вызвана страхом перед возникновением прозападной альтернативы Лукашенко, как это случилось на Украине, когда к власти пришел Виктор Ющенко.
В марте прошлого года, когда Европа и Соединенные Штаты назвали прошедшие в Белоруссии выборы сфальсифицированными и осудили их, Путин объявил голосование честным и справедливым, поздравив Лукашенко с переизбранием. А две недели спустя 'Газпром' заявил, что потребует от Белоруссии более высокой платы за природный газ.
В четверг колоритный лидер российских ультранационалистов Владимир Жириновский, больше известный своими выпадами в адрес Соединенных Штатов, назвал Лукашенко опасным человеком. 'Лукашенко мелкий тиран, и его тирания должна привести к его отставке и к новым президентским выборам', - заявил Жириновский в интервью государственной радиостанции 'Маяк'.
Побочный ущерб, а может быть, и ущерб преднамеренный, был нанесен в результате этой ценовой войны российско-белорусскому союзному договору. Переговоры о его заключении в 1996 году вели Лукашенко и ослабленный Борис Ельцин, которому в ходе жесткой предвыборной борьбы серьезный вызов бросила коммунистическая партия, выжившая после распада Советского Союза.
В России этот шаг расценили как популистскую попытку переманить на свою сторону тех избирателей, которые скорбели о закате СССР. В Белоруссии его рассматривали как инструмент, который позволит Лукашенко стать лидером нового союзного государства. Однако такие аргументы стали крайне спорными с приходом сильного лидера в лице Путина.
В 2002 году он проигнорировал постоянные публичные напоминания Лукашенко о существовании договора, предложив по сути дела включить области Белоруссии в состав Российской Федерации. Такое предложение было воспринято без энтузиазма. 'Лукашенко не хочет быть губернатором российской провинции', - заявил в четверг в телефонном интервью из Минска один из самых ярых критиков белорусского президента Анатолий Лебедько.
После этого две страны неоднократно переносили сроки утверждения рубля в качестве единой валюты, а также сроки принятия проекта конституции межгосударственного союза, которому официальные лица приписывают сегодня только экономические функции. У союза есть свой чиновничий аппарат и бюджет, однако сегодня выполнены лишь отдельные договорные обязательства в его рамках.
Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов выступил с обвинениями в адрес Лукашенко, заявив, что тот поддерживает мечты о союзе лишь для того, чтобы оправдать необходимость поставок российской нефти и газа по сниженным ценам.
'Когда в течение многих лет ведутся лишь разговоры, но ничего не делается, преференции и льготы становятся бессмысленными, - заявил он в интервью официальной государственной 'Российской Газете', - и мы совершенно обоснованно переводим все эти вещи на строго экономическую основу'.
Новые центры власти России - 'Газпром', трубопроводная монополия 'Транснефть' и государственный нефтяной гигант 'Роснефть' наверняка будут двигаться и дальше, приобретая все больше и больше активов в стране и за рубежом, а также расширяя энергосырьевую сеть страны, пока на то хватит ресурсной базы.
Однако кое-кто задает вопросы о цене такой российской тактики. Бывший чемпион мира по шахматам и лидер российской оппозиции Гарри Каспаров заявил в интервью, данном во время усиления новогодней конфронтации между Россией и Белоруссией, что ухудшение отношений с Минском 'может иметь непредсказуемые последствия для всех'.
'Я не самый большой фанат Лукашенко, как вы можете догадаться, - сказал он, - но если наше государство портит отношения со всеми, значит здесь что-то не так'.