Новая Россия Владимира Путина начинает привыкать решать свои проблемы, держа руку на газовом или нефтяном кране. И особенно зимой, когда необходимо прогревать дома, где гуляет ледяной ветер украинских и белорусских равнин. Так она наводит порядок на территории своей прежней империи и скалится в сторону Европейского Союза, который не получил - как это полагается между партнерами и добрыми соседями - никаких заблаговременных предупреждений. Плачевные отношения между Польшей близнецов Качиньских (Kaczynski) и Кремлем, действительно отравили весь ЕС, который в декабре из-за варшавского вето не смог возобновить соглашение о сотрудничестве между Брюсселем и Москвой. Но Москва без зазрения пользуется ценами на энергию, подобно Венесуэле Чавеса (Chavez) и Ирану с его аятоллами. Когда-нибудь история попросит их расплатиться по счетам за дурное использование газовых и нефтяных богатств, как это уже некоторым образом начинает происходить в значительной части арабских стран-производителей.
А пока что новая геополитика прочерчивает огненные рубежи именно при помощи этого оружия, которое хотя и не выглядит настолько же смертоносным как терроризм, но вполне может нанести удар разрушительной силы по европейской системе жизни.
Слабость Европы перед подобными шлепками энергетического гиганта очевидна. Общеевропейской энергетической политики не существует и потребуется еще время для того, чтобы она появилась, хотя представленный на этой неделе долгожданный пакет предложений Европейской Комиссии и достоин всяческой похвалы, но явно недостаточен. В энергетическом вопросе мы, европейцы, вернулись во времена, явно предшествующие заключению Римских соглашений (пятидесятилетие которых мы, кстати, будем отмечать во время председательствования Германии в ЕС). Приблизительно, в период между 1914 и 1939 гг., или, говоря иными словами, в те времена, когда угольная и сталелитейная промышленность и контроль над угледобывающими и металлургическими регионами были причинами националистского соперничества, перевооружения и военного противостояния. Во-первых, мы зависим от мало заслуживающих доверия соседей. Кроме того, каждая (из стран-членов) имеет отличную от других и устаревшую модель (государственного устройства), вышедшую из классического государства-нации. Эти модели варьируются от либерализма до статичности во всевозможных проявлениях и несовместимы друг с другом. В настоящее время в мире идет строительство 31 атомного реактора, и лишь три из них сооружаются в странах-членах ЕС: Болгария с ее двумя АЭС и Финляндия с одной действуют вполне в духе 'своя рука владыка', и такая политика получила на неделе благословение Еврокомиссии.
Но самое слабое звено - это политика, что сегодня сказывается на энергетике так, как прежде сказывалось на других отраслях. Кроме того и туповатые манеры такого супергиганта как Соединенные Штаты с их борьбой против терроризма застали ЕС врасплох, и Европа неспособна дать должный ответ ни в плане внешней политики, ни в плане обороны. И, как мы могли убедиться, нет среднего положения между отступлением и продвижением вперед. Если ЕС в срочном порядке не создаст системы, способной принимать решения по самым неотложным вопросам, с ней перестанут считаться, и, в итоге, она перестанет существовать. Сейчас она представляет собой конфедерацию, парализованную правом вето любой из стран, какой бы маленькой она ни была, что и произошло, когда Польша воспротивилась соглашению с Россией, а Кипр - принятию Турции.
Если мы хотим снять с мели энергетическую политику, то прежде нам придется добиться от 27 стран принятия системы голосования, которая была записана в Конституции, не нашедшей одобрения у Франции и Голландии. До тех пор пока не будет облегчена система голосования, с Конституцией или же без нее, у ЕС будут связаны руки и он продолжит тонуть в своей неспособности принимать решения. Ключ именно к этой проблеме должна подобрать Ангела Меркель (Angela Merkel) за полгода своего председательствования в ЕС. Без этого никакой энергетической политики не будет. Не будет и новых уравновешенных трансатлантических отношений. Ни даже политики добрососедства с Россией. По правде, сложно поверить в то, что ЕС сможет без новых и более острых кризисных ситуаций справиться с собственными планами, выдвинутыми Германией, которая предложила перенести принятие Конституции на конец 2008 года.