10 января было отмечено двумя прорывами. Появилась надежда, что из белорусского нефтепровода 'Дружба' снова начнет течь нефть. Россия и Белоруссия заявили, что нашли решение по конфликту из-за нефтетранзита. Разнервничавшиеся немцы, поляки, чехи и словаки перевели дух. В тот же день в Брюсселе Европейская Комиссия утвердила коммюнике 'Энергетическая политика для Европы'. Из-за этого текста дискуссии продолжались несколько недель. После того, как поставки нефти по белорусским трубам были прерваны, Европа, похоже, взялась за ум. Глубоко внутри зарождавшееся решение 'больше так продолжаться не может' прорвалось наружу и было ясно сформулировано. И Россию с Белоруссией можно только поблагодарить, что их ссора подвигла европейцев на решительность. Одним словом, и в трубах, и в извилинах мозга началась какая-то деятельность.
Новый документ Еврокомиссии - первый настолько открытый и ясно выраженный сигнал, что ЕС признает зависимость своей энергетической системы, а также связанный с этим риск. Отныне Европа по вопросам энергетики будет стремиться говорить 'в один голос'. Это означает, что ни Литва, ни любая другая страна ЕС не может быть оставлена на произвол судьбы, если какая-нибудь нестабильная страна-поставщик задумала бы оказывать давление, шантажировать или в ней сложилась бы кризисная ситуация.
Означает ли это коммюнике, что ЕС берется за создание 'энергетической НАТО', идею которой в прошлом году выдвинул президент Польши Лех Качиньский? Ясно, что одна бумага это еще не НАТО, но мысли идут в направлении солидарности членов ЕС. Иначе говоря, есть надежда, что Европа признает, что угроза для одного члена ЕС означает угрозу для всего Сообщества. 'Один за всех, все за одного'.
Да и насчет обязанностей НАТО уже послышались влиятельные голоса, что устав этой организации необходимо дополнить так, чтобы расширить понятие агрессии - нападением стоило бы считать и энергетический шантаж. К этому шагу добавим, что в Конгрессе США готовится проект закона, который обязал бы власти США защищать энергетическую безопасность новых демократий, таких как, например, Грузия или Украина.
Похоже, что над трансатлантическим пространством витает потребность в объединении против старой угрозы, которая в последние годы начала уже бросаться в глаза. За роль 'будильника' снова стоило бы поблагодарить Россию. В старые непростые времена, после Второй мировой войны, угроза СССР вынудила постоянно до этого воевавшие европейские страны собраться вместе и подумать о коллективной обороне. Хотя это и звучит парадоксально, но СССР пару раз просился в НАТО. Когда просьба советского государства не была удовлетворена, оно поспешило создать так называемую организацию Варшавского договора.
Бумаги остаются бумагами, но что реально может Европа? Может соединить заплаты энергетических систем в одну. В коммюнике указывается, что электромост, соединивший Литву с системами поставок электричества Польши и Германии, считается приоритетным проектом.
Можно быстрее продвигать вперед проектирование газопроводов, которые донесли бы газ Центральной Азии до Европы. Правда, для таких проектов нужно время. Зато развитие нефтепроводов Польши и Украины, позволяющие качать нефть Азербайджана и Центральной Азии в порты Балтийского моря, потребовало бы меньше средств и эти проекты можно было бы реализовать быстрее. Еще быстрее - построить терминалы для сжиженного газа, позволяющие транспортировать газ не только из России.
Россия вынудила Европу снова обратить внимание на ядерную энергию, думать об экономии тепла. Швеция еще в прошлом году сообщила об амбициозных планах - до 2020 года преодолеть зависимость от нефти. Канцлер Германии Ангела Меркель извлекла из стола предвыборный план - на треть уменьшить зависимость Германии от русской нефти. 'Будем строить танкеры', - сказала г-жа Меркель. И переживающие упадок судоверфи в бывшей Восточной Германии начали оживать. Европа является экономическим гигантом - нужно только ее разбудить. Эта почетная роль досталась президенту России Владимиру Путину. Хотя бы так.
___________________________________________
Для ЕС объятия с русским медведем могут обернуться избиением ("The Times", Великобритания)
Россия-ЕС: кран и ключ ("El Pais", Испания)