Москва. - Объявленная Россией программа амнистии, призванная вернуть чеченских боевиков к мирной жизни, закончилась в понедельник официальными заявлениями о том, что сотни боевиков приняли это предложение, и что программа еще более ослабила движение сепаратистов.
План амнистии, объявленный Кремлем летом прошлого года после гибели лидера чеченских террористов Шамиля Басаева, предусматривал, что боевики, не совершившие тяжких преступлений, могут сложить оружие и жить, не опасаясь судебного преследования.
Россия активно продвигала свою программу, представляя ее частью всеобъемлющей антитеррористической кампании, приведшей к спаду партизанской и террористической активности в Чечне с конца 2004 г.
Сепаратисты, продолжающие свою деятельность, высмеяли ее как фикцию и заявили, что люди, которых в российских СМИ представляют бывшими боевиками - часто вовсе не боевики, а заключенные и похищенные родственники боевиков, которых прокремлевский премьер Чечни Рамзан Кадыров заставил играть эту роль.
Эта словесная дуэль подчеркивает то, насколько сложно дать точную оценку состояния партизанского движения в Чечне и соседних регионах юго-запада России.
Накал боевых действий снизился после того, как в 2004 г. чеченские террористы захватили школу в Беслане - этот теракт привел в гибели более трехсот мирных жителей и подорвал поддержку сепаратистов со стороны Запада. В то же время Россия и чеченские силы, подчиняющиеся Кадырову, укрепляли свой контроль над истерзанной войной республикой.
Вслед за этим правительство приступило к восстановлению Чечни. Кроме того, было уничтожено несколько самых известных сепаратистов, в том числе, Басаев и два бывших чеченских лидера Аслан Масхадов и Абдул-Халим Сайдуллаев.
Сепаратисты, продолжающие устраивать засады и мелкие вылазки, одерживают гораздо менее видимые успехи на поле боя, чем в прежние годы. Но на своих интернет-сайтах они по-прежнему делают грозные заявления.
В понедельник, когда истекал срок действия программы, заместитель прокурора Чечни Николай Калугин заявил в телефонном интервью, что прошения об амнистии подали 467 бывших боевиков, причем в последние четыре недели до истечения срока произошел резкий рост числа являющихся с повинной.
Из этого числа 305 бывших боевиков были амнистированы, а против 19 возбуждено уголовное дело, поскольку их подозревают в совершении слишком серьезных преступлений, не попадающих под амнистию. Остальные дела все еще находятся на стадии рассмотрения, заявил Калугин.
По его словам, общее число сдающихся может возрасти, если включить в него данные по соседним республикам, где действуют чеченские боевики и их сторонники, принадлежащие к другим этническим группам, исповедующим ислам.
По данным агентства 'Интерфакс', ссылающегося на неназванного сотрудника Национального антитеррористического комитета, прошения подали 546 человек возрастом от 16 до 75 лет, хотя основная возрастная группа - от 20 до 45 лет. Среди них - три женщины, готовившиеся стать террористками-самоубийцами, отмечает 'Интерфакс'.
Но, по словам Калугина, среди тех, кто стремится получить амнистию, большинство составляют боевики низкого ранга или командиры подразделений, в которых было не более шести-семи боевиков, и что ни один известный сепаратист не являлся с повинной.
'Те, кто не желают реализации программы амнистии, оказали мощное противодействие, - заявил он. - Звучали угрозы со стороны одиозных фигур, которые никогда не сдадутся'.
Веб-сайт сепаратистов 'Кавказ-Центр', публикующий информацию воинственно исламистского толка, сегодня оспорил официальные заявления. В своем сообщении он отмечает, что большая часть предполагаемых боевиков, попавших под амнистию - это 'похищенные родственники моджахедов или даже заключенные, которых пообещали выпустить на свободу, если они сыграют роль боевиков'.
Сайт, который порой размещал обращения Басаева, уничтоженного лидера террористов, также оспаривает официальные сообщения о том, что бывший водитель и два бывших телохранителя Зелимхана Яндарбиева, еще одного уничтоженного лидера правительства сепаратистов, были в числе сдавшихся боевиков.
Более того, утверждается, что ни один из действующих боевиков не сложил оружие, и их общее число растет - такие заявления сепаратисты часто делают в Интернете даже после того, как накал боевых действий пошел на убыль.
Но подтвердить правоту правительства или сепаратистов невозможно, отчасти из-за того, что правительство не опубликовало список сдавшихся, по его утверждению, сепаратистов, что не позволяет провести независимый анализ.