Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Альтернативой атомным электростанциям могут стать 'чистые' виды энергии и энергосбережение'

Интервью с Андрисом Пиебалгсом, еврокомиссаром по вопросам энергетики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия должна быть как можно прозрачнее и делать необходимые инвестиции, которые гарантировали бы эти поставки. Есть небольшой пример, который мог бы стать прецедентом. На протяжении уже полугода из-за технических неполадок с российской стороны не действует нефтепровод, поставляющий топливо в Литву. Полгода - большой срок для того, чтобы произвести необходимые работы по ремонту нефтепровода. Решение этой проблемы стало бы тем примером, на который мог бы ссылаться Евросоюз. Россия могла бы начать возвращать доверие к себе в зависимости от того, как она поступит в случае с Литвой

Андрис Пиебалгс (1957, Латвия) - комиссар ЕС по вопросам энергетики - принимал наиболее значимое участие в разработке представленной на прошлой неделе энергетической политики Европейского Союза. За плечами у этого дипломированного физика длинная карьера дипломата и министра в правительстве своей страны, сегодня же он направляет свои усилия на координацию действий по разработке новой индустриальной модели Европы, которая соответствовала бы энергетическим вызовам, встающим перед ЕС.

- Во время кризиса в отношениях между Россией и Белоруссией, который для ЕС означал прекращение поставки нефти пяти странам-членам, Еврокомиссия заявила, что Москва утратила доверие. Как ЕС может поддерживать отношения со страной, которая не заслуживает доверия?

- Думаю, что лишиться доверия - это очень серьезно. Доверие затрагивает, прежде всего, восприятие самих граждан. Каждое прекращение поставок влекло за собой и дополнительные волнения. Но стоит провести различие. В глазах населения такие прекращения поставок нанесли серьезный урон доверию к России. Как профессионал я стремлюсь совместно с российскими властями проанализировать, что было сделано не так. Для нас самой важной задачей является восстановление доверия (к России) в глазах граждан Европы, поскольку урон доверию к этой стране был нанесен, и необходимо исправить (это положение).

- Но каким образом Россия может вернуть доверие к себе?

- Крайне важно, чтобы больше не было никаких перебоев в поставках. Россия должна быть как можно прозрачнее и делать необходимые инвестиции, которые гарантировали бы эти поставки. Есть небольшой пример, который мог бы стать прецедентом. На протяжении уже полугода из-за технических неполадок с российской стороны не действует нефтепровод, поставляющий топливо в Литву. Полгода - большой срок для того, чтобы произвести необходимые работы по ремонту нефтепровода. Решение этой проблемы стало бы тем примером, на который мог бы ссылаться Евросоюз. Россия могла бы начать возвращать доверие к себе в зависимости от того, как она поступит в случае с Литвой.

- Что Европейский Союз требует от России?

- Две вещи: во-первых, восстановить и гарантировать поставки, во-вторых, двусторонние инвестиции в энергетической области.

- Вы довольны тем пакетом предложений по вопросам энергетики, который на прошлой неделе был, в итоге, утвержден Еврокомиссией? Многие эксперты отмечают, что он был серьезно сокращен.

- Необходимо учитывать, что на настоящий момент членами ЕС являются 27 государств и численность населения Евросоюза приближается к 500 миллионам человек. И выдвинутое предложение должно оцениваться именно в этих рамках. ЕС должен ставить перед собой не просто амбициозные задачи, эти задачи должны быть решаемы. Да, я доволен, поскольку принятый пакет мер находится в состоянии равновесия между целями, которые могут быть достигнуты, и действиями, при помощи которых они могут быть реализованы. Нельзя рассматривать частные аспекты этого пакет в отрыве друг от друга, необходимо оценивать его целиком. Новый энергетический план настолько же важен, насколько введение в обращение евро или создание единого рынка. Если план окажется успешным, мы можем прийти к новой промышленной революции.

- В 2002 году занимавшая тогда пост еврокомиссара Лойола де Паласио (Loyola de Palacio) предупредила, что без атомной энергии невозможно будет выполнить поставленные в Киотском протоколе задачи по снижению выбросов углекислого газа? Вы согласны с этим мнением?

- Я бы не стал говорить настолько категорично. Источником 30% электричества является атомная энергия. Если мы хотим отказаться от такого производства с низкими выбросами вредных веществ, нам необходимо будет перейти на новое поколение источников энергии, не производящих СО2, например, на возобновляемые источники энергии или так называемый 'чистый' уголь, а, кроме того, просто сократить потребление энергии. Я говорю не то же самое, что и моя предшественница, но придерживаюсь того же мнения, что единственной альтернативой атомной энергии - в случае, если мы хотим бороться с климатическими изменениями - являются инвестиции в 'чистые' виды энергии и экономия энергии.

____________________________________________

В отношениях с Россией Европе необходима энергетическая политика ("Telos-eu", Франция)

Для ЕС объятия с русским медведем могут обернуться избиением ("The Times", Великобритания)