Четверть потребляемых Европой объемов нефти и газа поставляется Россией. Эта зависимость не является новостью, но прекращение 7 января поставок нефти по территории Беларуси послужило серьезным предупреждением для Европы. Поэтому с января энергетика стала приоритетным вопросом на саммитах Евросоюза.
Элен Блан (Hélène Blanc), политолог Государственного центра стратегических исследований (CNRS), автор книги 'Ч, как Чечня' (T comme Tchétchénie)
Да: 'Путин, игнорируя право, вновь вводит в обиход язык силы'
Сегодня Европе напрямую ничто не угрожает, но если мы будем по-прежнему совершать те же ошибки, нас ожидают серьезные проблемы. Российская внешняя политика, которую можно отделить от энергетических вопросов, взяла курс на отношения с позиции силы. И разобщенность Европы может этот курс лишь укрепить. Владимир Путин опирается на могущество, обретенное благодаря нефти и газу, он вновь ввел в обиход язык силы при полном пренебрежении к праву.
В прошлом году во время конфликта с Украиной он, не задумываясь, приостановил поставки газа. Сегодня он прекращает снабжение нефтью, чтобы заставить дружественную страну Беларусь пойти на уступки по ценовому вопросу, и все это при полном пренебрежении к интересам европейских клиентов. На подобное ни разу не решились пойти даже руководители Советского Союза в самый разгар 'холодной войны'. Жесткость используемых методов должна побудить Европу, которая до сих пор в основном демонстрировала свою слабость, отреагировать. К тому же каждый норовит в одиночку отстаивать свои интересы, и последний саммит 'большой восьмерки' лишь подчеркнул неспособность Европы выступать единым фронтом.
Европейцы даже не могут убедить Россию ратифицировать Энергетическую хартию, хотя в ней предусмотрены минимальные гарантии. А ведь у Европы достаточно аргументов, чтобы наконец-то установить с Москвой сбалансированные отношения. России действительно жизненно необходима Европа, ее инвестиции, туристы, технологии и платежеспособный рынок.
Тома Гомар (Thomas Gomart), руководитель программы Russie/NEI.Visions во Французском институте международных отношений(IFRI).
Нет: 'России очень нужна Европа'
Безусловно, русские пользуются сильной разобщенностью в рядах ЕС. Страны-члены Евросоюза не могут прийти к согласию по вопросу, какую политику отношений с Москвой им проводить, а также наблюдается диспропорция в их энергетических потребностях. Россия представляет угрозу своей непредсказуемостью, но ей необходим европейский рынок. Он расположен поблизости, хорошо оснащен и является естественным пунктом назначения российских экспортных поставок. Позиция России объясняется рядом причин.
Во-первых, максимизация прибыли с помощью отказа от льготных тарифов для бывших республик СССР и попытки взять под контроль транзит энергоресурсов. Во-вторых, использование энергетических богатств в качестве рычага развития страны, а также с целью заставить уважать себя в качестве игрока мирового уровня. Параллельно, в очень напряженном международном контексте, идет ожесточенная борьба за то, кому достанется президентский пост, или за сохранение его Путиным, что усиливает непредсказуемость действий России.
Москва с риском для своей репутации надежного поставщика прибегает к прекращению поставок, чтобы установить равноправные отношения с ЕС, и выявляет неспособность европейских стран к совместным ответным действиям. После каждого перебоя в поставках слышатся возмущенные крики, только иллюстрирующие всю незрелость этих отношений. Сегодня действительным приоритетом является повторный запуск переговорного процесса касательно нового договора о партнерстве и сотрудничестве, который на данный момент заморожен по вине Польши. ЕС должен обрести единство и не зацикливаться на энергетике, что автоматически усиливает позицию России. Россия должна перейти от слов к делу: чтобы уйти от логики рантье, ей необходимо укрепить свои связи с ЕС.
Необходимо вернуться к правовым отношениям
Перед лицом российского шантажа, Европе, несомненно, в срочном порядке нужно разработать единую энергетическую политику. Задача, безусловно, не из легких - настолько сильны разногласия между странами-членами Евросоюза по этому вопросу. В ожидании выработки гипотетической единой позиции Европы по отношению к России, Еврокомиссия обнародовала список разумных мер - диверсификация поставщиков, возвращение к ядерной энергии, создание европейской сети газопроводов или нефтепроводов. . . - но основным ограничением является то, что полноценный эффект эти меры дадут лишь в долгосрочной перспективе.
Таким образом, Россия, эксперт по отношениям с позиции силы, на данном этапе, кажется, лидирует в этой игре и без колебаний внедряется в Европу, или через новых членов Евросоюза, например, Болгарии, или крупных энергетических компаний, например, 'Газпрома'. Но резкость политики, проводимой президентом Путиным, ее непредсказуемость могут обернуться против России. Ведь процветание страны зиждется исключительно на природных ископаемых, сырьевой экономике, где правовое государство размывается в атмосфере коррупции и схваток за доступ к 'кормушкам'. Снижение цен на нефть может изменить настоящее положение дел и заставить Россию вернуться в сообщество европейских наций.
____________________________________________
В отношениях с Россией Европе необходима энергетическая политика ("Telos-eu", Франция)
Для ЕС объятия с русским медведем могут обернуться избиением ("The Times", Великобритания)