Уже очевидно, что век американской империи - надменной и глухой к историческому опыту - будет недолгим
В истории человечества было совсем немного случаев, когда империи вовремя осознавали пределы своего могущества и 'страховались' от последствий непомерных амбиций. Классическим примером империи, погибшей, не рассчитав свои силы, считается Рим, однако и в наше время можно назвать ряд столь же печальных примеров. Российская империя Романовых, Австро-венгерская империя Габсбургов и исламское государство Османов стали жертвами революций и мирового конфликта. Британия, крайне ослабленная в борьбе с Германией в годы второй мировой войны и столкнувшаяся с ростом национально-освободительных движений, предпочла 'распустить' свою империю, где 'никогда не заходило солнце', осознав, что поддерживать ее существование она не сможет. Советская империя, напротив, разрушилась изнутри. Вопреки утверждениям некоторых американских аналитиков, ее погубила отнюдь не конфронтационная политика Рейгана.
Сегодня США - последняя из имперских держав, появившихся на мировой арене - упускают редкую возможность усвоить уроки прошлого. Американская политическая элита либо не знает всемирной истории (полагая, что истории самих США ей вполне достаточно), либо оказалась в плену высокомерной уверенности в собственной непобедимости (болезни, свойственной многим империям). Благодаря администрации Буша и неоконсерваторам Соединенные Штаты теперь глубоко вовлечены в бурные события на Ближнем Востоке. Америка завязла в Ираке, не имея четкого представления, как выйти из этой ситуации, ввязалась в конфронтацию с Ираном из-за ядерной программы последнего, и фактически заморозила мирный процесс между Израилем и Палестиной: Вашингтон душит санкциями законно избранное палестинское правительство, совместно с Тель-Авивом готовит раскол Автономии и позволяет беспощадной израильской военной машине истреблять палестинский народ.
В других регионах администрация Буша проводит столь же конфронтационную политику. Она до сих пор держит войска в Афганистане (вспомним, что СССР десять лет вел войну в этой стране, но так и не добился победы); свела на нет результаты, достигнутые администрацией Клинтона на переговорах о военной ядерной программе Северной Кореи, перейдя от диалога с этой страной к карательным санкциям; подстегнула Эфиопию к военному вмешательству в гражданскую войну в Сомали, создав потенциальный очаг масштабного конфликта на Африканском Роге; наконец, именно США подпитывают гонку вооружений в Персидском заливе. Более того, война президента Буша против терроризма лишь усиливает, а не ослабляет это опаснейшее глобальное явление. Одним словом, имперские амбиции США поистине безграничны.
Как это часто происходило в истории, возвышение американской империи началось одновременно с распадом СССР. Война в Персидском заливе, в результате которой иракские захватчики были выбиты из Кувейта, стала первым испытанием имперского могущества США. Однако лишь после окончания двух президентских сроков демократа Билла Клинтона, прихода к власти Джорджа У. Буша и его неоконсервативного окружения, и катастрофических событий 11 сентября 2001 г. имперские амбиции Америки достигли кульминации. До 1990 г., в условиях биполярного мира, Вашингтон ограничивал применение силы собственной сферой влияния. Однако в сентябре 2002 г. Белый дом обнародовал этапный документ под названием 'Стратегия национальной безопасности' (National Security Strategy), в котором республиканцы-неоконсерваторы изложили свою глобальную имперскую концепцию. Речь шла о том, что Вашингтон не намерен позволять никому 'сравняться или превзойти' США по военной мощи; будет наносить превентивные удары по странам, подозреваемым в создании оружия массового поражения, которые можно 'воспринимать как представляющие угрозу для США'; а также преследовать, разрушать и ликвидировать террористические организации глобального масштаба. Империя находилась в зените могущества и готовилась к вторжению в Ирак, которое последовало в марте 2003 г.
Иракская война, - центральный элемент стратегии американской империи - может оказаться и ее могильщиком. По любым меркам вторжение в Ирак и его оккупация - типичный пример классической колониальной агрессии, продиктованной экономическими мотивами. Сегодня уже никто не вспомнит, какие именно цели преследовало это вторжение, противоречащее всем нормам международного права, и кто в результате должен был от него выиграть. Кажется, речь шла об оружии массового поражения, которое так и не смогли найти? Или о превращении Ирака в 'демократический образец' для других стран Ближнего Востока? Да, была вроде и сказочка о мифическом сотрудничестве между светским баасистским режимом Хусейна и 'Аль-Каидой', которое надо было во что бы то ни стало пресечь? Или целью было свержение диктатора Саддама Хусейна, чья жестокая казнь, вызвавшая бурю негодования в мире, стала для него скорее искуплением, чем заслуженной карой?
На сегодняшний момент наиболее очевидной представляется другая цель вторжения - установление американской гегемонии в богатом нефтью регионе Персидского залива, изменить ориентацию 'трудновоспитуемых' арабских режимов, а также дестабилизировать и ослабить Иран ради интересов Израиля. Сегодня, через четыре года после начала войны, несмотря на все утверждения об обратном, стало очевидно: кампания США в Ираке и в регионе провалилась. Новая политика президента Буша, связанная с увеличением воинского контингента в Ираке, не сможет изменить ситуацию: страна разрушена до основания, в ней свирепствует межэтническое насилие, потери американцев и иракцев продолжают расти, а распад Ирака по сути стал свершившимся фактом. Как отмечает Международная группа по предотвращению кризисов (International Crisis Group), Ирак оказался перед лицом 'полного хаоса и распада государственности' - и все из-за неудачной авантюры неумелых 'строителей империи'.
Единственный выход из тупика для США - это вывод войск из Ирака; будь то из-за больших потерь, воцарившегося в стране хаоса или открытого неприятия демократическим большинством в Конгрессе этой войны, которой не видно конца. К середине этого года бушевская администрация окажется в состоянии 'хромой утки'; в преддверии выборов 2008 г. она не станет предпринимать каких-либо активных действий. Все будут стараться, чтобы к этому моменту иракская проблема осталась позади, или использовать ее, чтобы набрать политические очки в предвыборной борьбе с республиканцами. Американцам неизбежно придется уйти из Ирака, но ситуация на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива уже необратимо изменилась, да и США больше не смогут использовать свое имперское могущество с прежней безоглядностью.
Какую бы пропагандистскую 'упаковку' ни изобрел Вашингтон для вывода войск из Ирака, весь мир неизбежно придет к выводу, что вторжение увенчалось катастрофическим провалом. Это придаст смелости террористам и джихадистам, укрепит автократические режимы, которые с облегчением воспримут 'отступление' американцев как конец кампании за подлинные демократические преобразования, и усилит влияние Ирана, который перейдет к косвенной, а то и прямой конфронтации с Израилем. Сохраняющееся военное присутствие Америке в районе Персидского залива будет воспринято националистическими силами, выступающими против размещения иностранных войск на арабской земле, в качестве casus belli. Кроме того, оно подорвет позиции режимов, лояльных США - их все больше будут рассматривать как коллаборационистские. Единственный альтернативный вариант для арабских стран Залива - с помощью Соединенных Штатов наращивать собственный военный потенциал для сдерживания Тегерана, награждая американскую индустрию вооружений щедрыми заказами, и не дать застигнуть себя врасплох в случае будущего конфликта между Ираном и Израилем. Подобные настроения уже привели к лихорадочной закупке оружия странами региона; эта гонка, возможно, не ограничится обычными вооружениями. Глава Саудовской разведки принц Мукрин бен Абдель-Азиз (Muqrin Bin Abdel-Aziz), выступая 8 декабря 2006 г. на конференции по вопросам безопасности в Бахрейне, заметил: 'Наличие у Израиля ядерного оружия является самой серьезной угрозой безопасности стран Залива'. Намек израильского премьера Эхуда Ольмерта (Ehud Olmert) на то, что у Тель-Авива такое оружие есть, затронул болезненные струны во многих государствах региона.
В 1974 г. США вышли из десятилетней тяжелой войны во Вьетнаме в синяках и с пустыми руками - выполнить поставленную задачу 'сдерживания коммунистической угрозы' им так и не удалось. При этом в те времена они были даже не империей, а лишь одной из сверхдержав, оказавшейся в плену ошибочных представлений о стратегическом значении Юго-Восточной Азии. Другие сверхдержавы - СССР и Китай - ставили Вашингтону палки в колеса и срывали его планы. Сегодня поражение США в Ираке станет началом конца их недолговечного имперского господства. В конечном итоге Америка станет одной из нескольких держав, на равных конкурирующих в борьбе за активы этого стратегически важного и богатого региона.
Автор - бывший вашингтонский корреспондент Al-Ahram. Он также был директором службы радио и телевидения ООН в Нью-Йорке
______________________________________________
Кто вел неоконсерваторов к катастрофе ("The Financial Times", Великобритания)
Джон Апдайк: 'Америка как клоака' ("Le Monde", Франция)