Боссам российской фирмы 'Газмпром', в общем-то, не на что жаловаться. У них есть и золото, и власть, то есть все, к чему обычно стремится Москва. Биржевая стоимость фирмы в размере 262 млрд. долларов и надежные связи с Кремлем гарантируют, что газовый монополист всегда получает то, что хочет. Будь то крупная нефтяная фирма, или приличная доля в крупнейшем в мире проекте производства сжиженного газа, или же гарантии монополии на его экспорт. Однако до сих пор 'Газпрому' не удавалось выполнить одно свое желание: хорошей репутации на Западе. Большой ущерб имиджу концерна нанесли, не в последнюю очередь, газовые войны 'Газпрома' с Украиной и Белоруссией. Поэтому энергетический гигант намерен нанять для проведения широкомасштабной пиар-кампании PBN Company, принадлежащую американцу Питеру Никарсулмер. Цель: благосклонное отношение к 'Газпрому' в США и Западной Европе.
Официально этот контракт пока не подтвержден. Однако уже во вторник PBN, разослала от имени 'Газпрома' приглашения на пресс-конференцию для иностранных журналистов. 'На Западе Газпром связывают с именем президента Владимира Путина и его политическим окружением. Однако концерн хочет позиционировать себя иначе', - цитирует во вторник газета 'Коммерсант' осведомленный источник. Насколько пагубным является образ предприятия, близко стоящего к государству, 'Газпром' испытывает на себе постоянно. Когда концерн попытался приобрести долю в британском энергетическом предприятии Centrica, то в ответ услышал крик возмущения. А с тех пор, как даже канцлер Германии Ангела Меркель обнаруживает сомнения в надежности России как поставщика газа, спокойствию 'Газпрома', очевидно, совсем пришел конец. Новая пиар-стратегия должна быть направлена на то, чтобы создать ему имидж чисто коммерческого предприятия.
Однако, как предполагает либеральный российский депутат Владимир Рыжков, из этого ничего не получится: 'Газпром - это не самостоятельная компания, а часть российского государства'. Так что восприятие ее Западом правильное, поскольку Кремль использует концерн как политический инструмент. 'Если Европа жалуется, то не потому, что она настроена к нам враждебно, а потому что она обеспокоена', - считает политик, критически настроенный к Кремлю. И поэтому 'кампания по улучшению имиджа окажется лишь каплей в море'.
Заказ PBN обойдется 'Газпрому' в 2007 г. в 11 млн. долларов, что действительно можно сравнить с каплей в море. Ведь за спонсорский договор с немецким футбольным клубом Шальке-04 'Газпром' готов в ближайшие пять лет выложить до 125 млн. евро. Без сомнения, 'Газпром' сможет в будущем позволить себе и еще больше. Так что для специалистов по пиару типа Никарсулмера, 'Газпром' представляет крупную добычу. Этот американец из Калифорнии создал в Москве в 1990 г. пиар-фирму, первую в Советском Союзе, и считает своей заслугой, что познакомил россиян с бананами Chiquita. Однако заставить людей на Западе полюбить 'Газпром', будет, видимо, не так легко. Но американец уверен в себе. Как он заявил однажды в одном из своих интервью, 'еще не было такой проблемы', которую он не смог бы решить.
_______________________________________________
По меркам энергетических войн русский медведь выглядит белым и пушистым ("This is money", Великобритания)
Гигант, знающий свою силу ("The Financial Times", Великобритания)