Уже 60 лет эти часы показывают, насколько близок наш мир к ядерной катастрофе. Сегодня ученые переводят их стрелки вперед, словно говоря, что мы сталкиваемся с самой серьезной за последние 20 лет угрозой.
Пять лет заголовки газет всего мира рассказывают нам об усилении хаоса на Ближнем Востоке, об активизации международного терроризма в западных столицах и о том, что все больше и больше стран стремится получить страховой полис для обеспечения полной гарантии своей национальной безопасности.
Сегодня климатические изменения и нехватка нефти заставляют страны мира обращать свои взоры на атомную энергию, которая приносит с собой новые угрозы распространения ядерного оружия в самых неспокойных уголках земного шара.
Сегодня 'часы Судного дня', изобретенные в 1947 году, на заре ядерного века, авторами чикагского Бюллетеня ученых-атомщиков, официально просигнализируют о том, что мыслящие граждане давно уже чувствуют в глубине души. Они покажут, что мир подошел к ядерному Армагеддону на самое близкое расстояние со времен опасного периода 'холодной войны' начала 80-х годов.
В 14 часов 30 минут в Лондоне и Вашингтоне одновременно произойдет одно и то же событие. Стрелки символических часов, показывавшие с 2002 года без семи минут двенадцать, будут передвинуты вперед, в направлении полуночи. Причиной перевода часов пять лет назад стал развал договоров по контролю над вооружениями, а также террористическая угроза, нашедшая реальное и страшное воплощение 11 сентября.
В начале 2007 года ситуация в этих сферах выглядит еще более мрачной. Ядерная угроза приобрела дополнительное, не поддающееся количественному определению измерение по причине глобального потепления. Это заставило авторов Бюллетеня выступить с предупреждением о 'втором ядерном веке'. Существующая опасность как никогда очевидна, и проблема заключается в том, с чего начать. Как насчет иранских изысканий с целью получения ядерного оружия? Или насчет плохо замаскированной угрозы со стороны официально не объявленной, но предполагаемой ядерной державы под названием Израиль о том, что он нанесет превентивный удар для устранения реальной, по его мнению, опасности, сравнимой с Холокостом?
Как насчет ядерных испытаний, проведенных в прошлом году Северной Кореей, членом 'оси зла' Джорджа Буша? Они вполне могут спровоцировать соседнюю Японию и Южную Корею на создание собственного ядерного щита. Как насчет ядерного арсенала нестабильного Пакистана, где исламские экстремисты не раз покушались на жизнь президента Первеза Мушаррафа?
Возможно также, что самая страшная из всех угроз состоит в следующем. Аль-Каида или какая-то другая похожая на нее организация, став свидетелем беспрецедентного (но не ядерного) ужаса в Нью-Йорке 11 сентября, вполне может попытаться завладеть готовым ядерным боеприпасом либо создать свой собственный, чтобы затем применить его.
А почему бы и нет? Существуют серьезные сомнения в способности России обеспечить безопасное хранение своих ядерных материалов, часть которых осталась еще с советских времен. Есть также опасения в том, что она не сумеет воспрепятствовать попыткам своих ученых-ядерщиков продать собственные знания и опыт более щедрому на оплату работодателю. Если какая-то террористическая группировка на самом деле взорвет даже примитивную 'грязную' бомбу (а американцы уже заявляли, что не раз срывали подобные замыслы), то табу, с 1945 года не дававшее государствам применять ядерное оружие, может быть нарушено.
В этот новый ядерный век доктрина 'гарантированного взаимного уничтожения', которая сдерживала страны и помогала сохранять температуру 'холодной войны' на минусовой отметке, окажется неприменимой. У США и России имеется 2000 готовых к запуску единиц ядерного оружия. Но такое оружие окажется бесполезным против аморфной террористической группировки. Проку от него будет не больше, чем от израильского ядерного арсенала в случае его использования против палестинцев. В этих условиях роковая черта все равно окажется пересеченной, в связи с чем региональная, и даже всеобщая ядерная война превратится в реальную опасность.
В 1947 году 'часы Судного дня' установили впервые - на семь минут до полуночи. С 2002 года стрелки этих часов показывают то же самое время. Как полагают авторы Бюллетеня, ближе всего дыхание Армагеддона ощущалось в 1953 году, когда стрелки передвинули на две минуты до полуночи. Случилось это после того, как Соединенные Штаты Америки и Советский Союз провели с девятимесячной разницей во времени испытания своих водородных бомб.
После этого стрелки передвигали в соответствии с похолоданиями и оттепелями 'холодной войны', а также по мере того, как в клуб признанных ядерных держав по очереди вступали Великобритания, Франция, Китай, Индия и Пакистан. Самое 'безопасное' время - 17 минут до Армагеддона - они показывали в 1991 году, когда США и приближавшийся к своей кончине Советский Союз подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Тогда казалось, что это событие, а также прошедшая в том же году операция 'Буря в пустыне', в результате которой Саддама Хусейна изгнали из Кувейта, станут провозвестниками новой эры, когда великие державы смогут рука об руку работать под эгидой ООН. Все эти иллюзии уничтожило вторжение в Ирак в 2003 году. Когда-то существовало пять известных ядерных держав. Сейчас их девять.
Глобальное потепление, говорится в Бюллетене, также косвенно увеличивает эту опасность. Атомная энергия, используемая в мирных целях, и не производящая парниковых газов, снова в моде. Планируется построить сотни ядерных реакторов. Однако обогащенный уран, который применяется в них в качестве топлива, а также плутоний являются важным сырьем для изготовления ядерного оружия.
В этом 'втором ядерном веке' вокруг нас будет гораздо больше подобных смертоносных товаров, пользующихся повышенным спросом. Поэтому не удивительно, что стрелки 'часов Судного дня' передвигают вперед. Единственный вопрос заключается в следующем: сколько остается до полуночи?