Будапешт, Венгрия - В январе 1942 года венгр Шандор Кепиро (Sandor Kepiro) помог арестовать примерно тысячу евреев и сербов, которые позднее были убиты. Однако он отрицает, что отдавал приказы о их уничтожении.
Позднее Кепиро бежал в Аргентину, где жил полвека до тех пор, пока Венгрия не разрешила ему вернуться домой. В 1946 году его осудили заочно, однако погоня за этим человеком не прекращалась никогда. Теперь 92-летний старик находится в состоянии напряженного ожидания, поскольку суды Будапешта в любой момент могут начать против него новый процесс по обвинению в военных преступлениях.
Прошло 60 лет с момента окончания Второй мировой войны, но когда-то пассивные действия по поиску справедливости в отношении жертв Холокоста и их палачей с новой силой набирают обороты в завоевавших демократию странах Центральной и Восточной Европы. Однако за эту охоту приходится платить: она вызывает возмущение у испытывающего финансовые трудности населения, которое со злобой реагирует на многомиллионные иски, подаваемые местными еврейскими общинами, и считает преследование стариков излишним и даже жестоким.
'Я бы осмелился сказать, что проблемы Холокоста являются сегодня главным источником антисемитизма в посткоммунистической Европе', - говорит Эфраим Зурофф (Efraim Zuroff) из иерусалимского центра имени Симона Визенталя (Simon Wiesenthal Center), которого иногда называют 'последним в мире охотником за нацистами'.
Другие активисты этого центра с ним не согласны, они утверждают, что антисемитизм просто ищет повода, чтобы всплыть на поверхность. Так или иначе, все сходятся в одном: охота должна продолжаться.
'Я понимаю молодежь, которая задает такие вопросы: 'Почему вы преследуете людей, которые сделали что-то 60 лет назад, но [после этого] не совершали ничего дурного?', - говорит Курт Шримм (Kurt Schrimm), старший государственный обвинитель из германского Центрального управления по расследованию нацистских преступлений. - С другой стороны, мы имеем обязательства по отношению к жертвам и к родственникам этих жертв, мы должны выяснять факты, имевшие место 60 лет назад, должны знать, кто и что совершил. Поэтому, наверное, это более важно - посадить 90-летнего человека в тюрьму'.
Процесс поиска виновных начался с Нюрнбергского трибунала, однако в конце 40-х годов наступила 'холодная война', и поиски замедлились. Еврейские организации начали попытки возврата утраченной собственности в 1951 году, создав Конференцию еврейских имущественных претензий к Германии. А в 1960 году известный охотник за нацистами Симон Визенталь помог израильским агентам захватить в Аргентине высокопоставленного нациста Адольфа Эйхмана. Позже Эйхмана судили в Израиле и приговорили к повешению.
Однако в Восточной Европе, где пролилось больше всего крови, данная тема находилась под запретом. Коммунистические режимы называли всех уничтоженных жертвами 'фашизма', не деля их на отдельные группы из-за своей ненависти к религии и к отдельным этническим группам.
Но когда в 1989-1990 годах эта система рухнула, открылись запылившиеся архивы, и жертвы вместе с инициаторами поисков обрели возможность заявить о себе во весь голос, требуя справедливости.
При содействии исследователей и архивных работников строили свою аргументацию для судов адвокаты. Управление специальных расследований США только в 2002 году возбудило 10 новых дел (это годовой рекорд) против приехавших в Америку иммигрантов, скрывавших свое нацистское прошлое. По состоянию на сегодняшний день этот орган выиграл дела против 104 человек и депортировал 63 преступника. Об этом сообщил директор Управления специальных расследований Эли Розенбаум (Eli Rosenbaum).
'Это является предупредительным сигналом для тех, кто может совершить преступление против человечности, - говорит г-н Розенбаум, - и если они все же совершат такое преступление, существует реальный шанс, что их будут преследовать до конца, до самой глубокой старости, сколько бы времени на это ни понадобилось; что их найдут в любом укрытии, которое они считают для себя безопасным - пусть оно находится даже за тысячи километров от места совершенных ими преступлений'.
Отвечать за свое прошлое приходится как странам, так и корпорациям. В 2000 году произошло два знаменательных события в судебной практике. Германию обязали выплатить 10 миллиардов немецких марок (5 миллиардов долларов) остающимся в живых жертвам рабской нацистской эксплуатации. А швейцарские банки получили судебное постановление о выплате 1,25 миллиарда долларов за активы, которые были изъяты у их клиентов-евреев.
К настоящему времени многие проблемы урегулированы. Остается лишь небольшое количество нерешенных вопросов, в частности, вопрос об украденных предметах искусства. В январе прошлого года уроженка Вены получила назад коллекцию семейных картин, в том числе, одно произведение Густава Климта, которая в целом была оценена в 200 миллионов долларов. А два месяца назад на аукционе Christie's за 38 миллионов долларов была продана возвращенная законным владельцам картина известного экспрессиониста. Данный факт вызвал панику в музеях Германии, которые испугались, что под прицелом могут оказаться самые ценные их экспонаты. В одном из архивов жертв таких похищений насчитывается 100000 пропавших произведений.
Очередной мишенью является Польша. Во время войны там было уничтожено примерно 90 процентов польских евреев, численность которых перед войной составляла 3,5 миллиона человек. Варшаве еще предстоит решать проблемы огромной утраты имущества.
'Мы добиваемся лишь возвращения того, что было отнято, - говорит исполнительный вице-президент Конференции еврейских имущественных претензий Гидеон Тейлор (Gideon Taylor), - важно, чтобы люди поняли: решение таких вопросов - это не попытка добиться абсолютной справедливости и исправить все причиненное зло. Многие из принимаемых решений по своему характеру являются чисто символическими'.
Однако и его организация, и другие группы заявляют, что они подталкивают Польшу и другие страны к расширению процесса возмещения утраченного, требуя, чтобы в него были включены и конфискации коммунистического периода. Таким образом, это не только 'еврейский вопрос'. Многие отмечают, что наказание за прошлые нарушения повысит уважение к правам собственников и правопорядку в новых демократических странах.
Однако время работает не на организаторов облав на военных преступников. Для ускорения процесса Зурофф и Центр Симона Визенталя в 2002 году начали операцию под названием 'Последний шанс', предложив вознаграждение в 10000 долларов за любую информацию, выводящую на преступников, а также усилив критику в адрес стран, укрывающих таких людей.
Это заставило некоторых представителей местных еврейских общин испытать неприятные чувства. В Литве, где было убито почти 95 процентов евреев из 220-тысячной еврейской общины, и где сегодня их остается менее 5 тысяч, многие евреи говорят, что как только средства массовой информации поднимают вопросы, связанные с Холокостом, это вызывает ответную негативную реакцию.
'Я понимаю, что делать это надо, - говорит одна молодая еврейская женщина из столицы Литвы Вильнюса, - но иногда я задаюсь вопросом о том, стоит ли игра свеч, поскольку это вызывает новый конфликт в народе'.
Зурофф, которого даже сами представители еврейских организаций обвиняют в нагнетании напряженности, признает спорность своих методов. Тактика его такова: он обычно приезжает, созывает пресс-конференцию и вонзает свои зубы в тех, кто уже еле волочит ноги.
'Критики правы: наши методы порой нагнетают антисемитизм, - говорит он, - но в конечном итоге, это самый лучший способ борьбы с ним - проводить суды, наказывая тех, кто совершил эти преступления, и разоблачать ужасные результаты их ненависти'.
Последние события, связанные с преследованием виновных в Холокосте
13 января итальянский военный трибунал вынес приговор десяти бывшим эсесовцам, признав их виновными в убийстве более 700 человек во время отступления из итальянской деревни Марцаботто в 1944 году.
3 января судья по иммиграционным делам отдал распоряжение о депортации Иосии Кампфа (Josias Kumpf), жителя города Рэйсин, штат Висконсин, который служил нацистским охранником в концлагерях Польши и Германии.
21 декабря высшая иммиграционная комиссия США отклонила апелляцию Джона Демьянюка (John Demjanjuk), известного под кличкой 'Иван Грозный', которого обвиняют в убийстве тысяч заключенных лагеря смерти Треблинка. Демьянюк пытается воспрепятствовать своей депортации на родную Украину. В Австралии уроженец Венгрии Чарльз Зентай (Charles Zentai), которому 84 года, продолжает бороться против распоряжения об экстрадиции, будучи обвиненным в убийстве еврейского подростка в Будапеште во время Второй мировой войны.
В ноябре Сербия вновь получила требование - добиться экстрадиции и предъявить обвинение двум уроженцам Хорватии, которым за 90. Один из них, согласно имеющимся данным, проживает в Австрии, а другой в Аргентине. Сербские и еврейские активисты обвиняют этих людей в убийствах сербов, евреев и цыган. Они считают, что Хорватия не желает выдвигать против этих стариков обвинения, хотя в 1999 году она приговорила к 20 годам лишения свободы бывшего начальника печально известного концлагеря Ясеновач, известного как 'балканский Освенцим'.
В ноябре парламент Латвии отменил соглашение о компенсации еврейской общине за утраченную собственность 58,7 миллиона долларов. Такой же иск общины о возмещении ущерба ожидает своей очереди на рассмотрение в канцелярии премьер-министра соседней Литвы.
В сентябре Вашингтон объявил о депортации в Германию 84-летней жительницы Сан-Франциско Эльфриды Ринкель (Elfriede Rinkel), обвиненной в том, что она служила надзирательницей в концлагере Равенсбрюк. После войны эта женщина вышла замуж за бывшего узника еврейского концлагеря и поселилась с ним в Сан-Франциско.
В августе Дания вновь обратилась к Германии с просьбой об экстрадиции бывшего датского офицера СС, которого обвиняют в убийстве датчанина, выступавшего против нацистской оккупации. Сейчас этому человеку 84 года, он является гражданином Германии.
В июне, через два года после того, как Румыния извинилась за преступления своего режима военных лет, она вновь попала под пресс требований об уголовном преследовании четырех человек, которые якобы убивали евреев.
В июне один из местных судов Франции признал национальную железную дорогу виновной в депортации сотен евреев. Около 700 истцов требуют выплаты им компенсации на сумму около 160 миллионов долларов.
В мае суды Литвы отказались заключить под стражу 85-летнего мужчину, признанного виновным в пособничестве нацистам при поиске евреев, большая часть которых была позже расстреляна. Данное решение обосновывалось преклонным возрастом и плохим состоянием здоровья преступника. В 50-е годы этот человек солгал в своем заявлении на получение американской визы, в связи с чем в 1997 году его лишили гражданства. В последние годы еще три человека были лишены американского гражданства, однако они умерли еще до вынесения им приговоров в Литве.
В апреле Чили дала властям Германии разрешение на розыск 92-летнего врача, которого прозвали 'доктор Смерть' за его злодеяния в австрийском концлагере Маутхаузен.