Сегодня в ответ на вопрос 'где у этого политика кнопка?' все чаще указывают на иллюзорный и трудноизмеримый предмет - 'субъективное благосостояние'.
Давным-давно 'главной кнопкой' всех политиков в богатых странах была экономика - та самая, которая 'поясняю для дураков!'. Но прошли десятки лет, за которые население западных стран стало еще богаче, но совсем не стало счастливее, и вот у нас все чаще появляется новый параметр. Этот параметр труднее посчитать; к тому же непонятно, как узнать, что сделано и что не сделано.
Кое-кто просто зовет его счастьем. Есть и более научный термин - 'субъективное благосостояние' (СБ). В это понятие входят такие составляющие, как доходы, здоровье, состояние окружающей среды, отношения с друзьями и членами семьи, образование, отдых и вера. По обе стороны Атлантики находятся экономисты, полагающие, что уже научились его обсчитывать, а теперь в Великобритании его начинает понемногу воспринимать всерьез даже политическая элита.
- Несмотря на то, что мы стали богаче, здоровее, и отпуска у нас теперь длятся дольше, по уровню счастья восходящей тенденции не наблюдается, - говорит экономист лорд Ричард Лэйард (Richard Layard), советник британского правительства по вопросам счастья. - Это очень серьезный вопрос: он касается и государственной политики, и нашего образа жизни.
Во всех рейтингах счастья, которые составляют Организация Объединенных наций, Европейский Союз и журналы типа Economist, первые пять строчек обычно занимают страны вроде Норвегии, Исландии, Австралии, Ирландии, Дании и Швейцарии. Хуже идут дела у стран 'большой семерки'; причем у богатейшей тройки стран Европы - Великобритании, Франции и Германии - они обстоят совсем плохо. Британские политики уже начинают задаваться вопросом почему.
Практически все опросы общественного мнения в стране показывают, что сегодня люди живут не счастливее, чем пятьдесят лет назад, хотя с 50-х годов прошлого века доходы граждан выросли втрое. В прошлом году проводился опрос, результат которого показал: доля людей, утверждающих, что они 'очень счастливы', упала до 36 процентов - в 1957 году таких было 52 процента. Четыре пятых респондентов сказали, что главной задачей государства должно быть 'повышение уровня счастья', а не 'повышение уровня благосостояния'.
Дэвид Кэмерон (David Cameron), лидер британской консервативной оппозиции, считает, что улучшение восприятия обществом своего благосостояния - центральная политическая проблема нашей эры.
- Чтобы люди стали более счастливыми - это важнее, чем чтобы они стали богаче, - рассказывает его представитель Джордж Юстис (George Eustice). - Качество жизни важнее количества денег; денег сегодня у людей столько, сколько их не было никогда, но качество жизни стало хуже, и у людей остается меньше времени, чтобы проводить его с семьей.
Кэмерон стремится донести до людей концепцию баланса между работой, семейными отношениями и заботой об окружающей среде.
'Министерство счастья'
Уже сейчас при Тони Блэре в правительстве создана специальная группа, задача которой - изучение способов сделать людей более счастливыми. Иногда ее даже называют 'Министерством счастья'. В ее установочном докладе, где перечисляется все, что сделано в этом отношении в других странах, все в принципе более-менее известно, однако есть и некоторые весьма удивительные факты.
- Немалая часть из того, что в нем есть - просто здравый смысл, - рассказывает профессор Пол Долан (Paul Dolan) из лондонского Империал-колледжа (Imperial College). - Что, по-вашему, может сделать вас счастливее? Только время, проведенное с друзьями и в кругу семьи.
Поэтому, говорится в докладе Долана, со счастьем очень тесно связаны такие вещи, как семейные и серьезные личные отношения. Столь же тесной связью со счастьем характеризуются здоровье, физические упражнения, частые прогулки, религия (как бы она ни называлась) и даже обыденное общение - например, с соседями. Одиночество, болезни, долги и безработица столь же прочно ассоциируются с низким уровнем счастья. Также в эту категорию попали необходимость ухаживать за инвалидом и ездить в утренних электричках.
Что касается дохода, то до определенной степени он действительно может сделать человека счастливым, но по мере повышения дохода рост уровня счастья, который он приносит, падает. В основном это связано с тем, что человеку всегда приходится приносить что-то в жертву, когда речь идет о повышении зарплаты. Опрос, проведенный в Соединенных Штатах службой Pew Research в 2005 году показал, что среди семей с годовым доходом более 150 тысяч долларов 50 или даже более процентов семей считают себя 'очень счастливыми'. Для сравнения - среди семей, зарабатывающих менее 20 тысяч долларов в год, 'очень счастливыми' считают себя всего 23 процента. Однако, по словам лорда Лэйарда, повышение дохода совершенно не обязательно сопровождается повышением уровня счастья. Например, замечает он, если ваш доход растет, но у остальных он растет еще быстрее - это подрыв основы личного счастья.
- Многие из нас проводят больше времени на работе и по дороге на работу и с работы. Все эти вещи не приносят нам удовольствия, но мы все равно меняем их на те вещи, которые его приносят, - отмечает Долан.
Судя по всему, особенно ярко это проявляется именно в Великобритании - здесь самая длинная в ЕС рабочая неделя и самый, наверное, плохой общественный транспорт - и в других странах, которые богаты, но буквально помешаны на работе, например, в Японии.
'. . . право на жизнь, свободу и стремление к . . . чему?'
Мысль о том, что политика может дать счастье каждому конкретному человеку, далеко не нова. Философ 19-го века Джереми Бентэм (Jeremy Bentham) считал, что целью всякой государственной власти должно быть счастье - то есть чтобы при данной власти как можно больше людей стали как можно более счастливыми. Еще в 1776 году в американской Декларации независимости было написано, что все люди созданы равными 'и в равной степени имеют право на жизнь, свободу и стремление к счастью'.
У этой идеи есть и противники. Они утверждают, что понятие счастья слишком субъективно, чтобы его исследовать и на этой основе формировать некую всеобщую политику. Но, по словам лорда Лэйарда, даже если государство не всегда может дать людям счастье, оно все же может во многом избежать обратного состояния. В подтверждение своего тезиса он привел результаты исследования, в котором сказано, что примерно каждый шестой британец страдает депрессией или повышенной тревожностью. Для борьбы с этим общественным недугом правительство, по его словам, должно выделять дополнительные ресурсы.
Во многих случаях недостижимость человеком счастья коренится в его детских годах. В этой связи в Великобритании готовится пилотная программа, которую в Америке ввел в обиход психолог Мартин Зелигманн (Martin Seligmann). Судя по некоторым материалам, его работа о том, как обучать 11-летних детей бороться с негативом и сосредоточиваться на сильных сторонах собственной личности, серьезно повлияла на усилия по борьбе с антисоциальным поведением.
Однако философы не выражают особой уверенности в том, что счастье должно входить в сферу деятельности государства. Некоторые из них указывают, что этот недуг в западном обществе вызван в основном завышенными ожиданиями (мы требуем от себя все больше и больше), горизонтальным общественным давлением (вокруг себя мы видим других людей, поднимающих планку успешности) и стремлением не только к обогащению, но и к признанию. И если брать все эти факторы вместе, то они, пожалуй, действительно охватывают сферу деятельности, не доступную ни одному политику.
В своей книге 'Состояние нервозности' ("Status Anxiety") популярнейший британский писатель Ален де Боттон (Alain de Botton) пишет, что, когда человек гонится за материальным благосостоянием, то легко упускает из виду такие факторы, как нормальная человеческая потребность в признании заслуг, а также безудержный рост ожиданий.
- Когда люди говорят о том, что хотят быть счастливы, это традиционно значит, что они хотят разбогатеть, - говорит он. - Во множестве стран люди стали богаче, но при этом не стали счастливее, и теперь они все чаще проводят грань между богатством и счастьем. Связь между этими двумя явлениями существует, она тесная, но ни в коем случае не исключительная.
Другой британский философ Эй Си Грейлинг (AC Grayling), добавляет: поскольку у людей 'появились новые потребности', сегодня они так же далеко от достижения поставленных перед собой целей, как и те, кто жил пятьдесят или даже пятьсот лет назад.
- Ожидания людей в современную эпоху стали выше, - говорит он. - и люди никак не могут выйти на 'верхнюю планку' хотя бы потому, что стандарты все растут и растут.
Например, если человека на его рабочем месте хвалить за то, что он делает, то это очень позитивно отразится на уровне его счастья 'совершенно независимо от того, сколько ему платят', - утверждает он.
- Однако это не та вещь, про которую можно написать закон. Нельзя в законах писать о чувствах.
____________________________________________
Счастье людей и национальная идея ("Украинская правда", Украина)
Что человеку нужно для счастья ("The New York Sun", США)
'Нет в жизни счастья' ("The Wall Street Journal", США)