Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Братская риторика' исчерпана

Путин предлагает интегрироваться 'за деньги'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавний таможенно-нефтяной конфликт между Москвой и Минском стал отправной точкой нового этапа в развитии постсоветского пространства - интеграции на рыночных принципах. Именно такой вариант дальнейшего развития событий и процессов на территории бывшего СССР, разумеется за исключением прибалтийский стран, ставших членами ЕС в 2004 году, видит главный интегратор - Россия

Недавний таможенно-нефтяной конфликт между Москвой и Минском стал отправной точкой нового этапа в развитии постсоветского пространства - интеграции на рыночных принципах. Именно такой вариант дальнейшего развития событий и процессов на территории бывшего СССР, разумеется за исключением прибалтийский стран, ставших членами ЕС в 2004 году, видит главный интегратор - Россия. О новом этапе в начале этой недели объявил российский президент Владимир Путин после того, как Россия на переговорах с Беларусью договорилась о переходе к рыночным отношениям с белорусскими партнерами. 'Переход на новые принципы строительства отношений зафиксирован в документах, и это самое главное', - цитирует Интерфакс слова российского президента. После урегулирования этого кризиса глава Минэкономразвития РФ Герман Греф поспешил объявить, что Россия закончила формирования рыночной среды вдоль границы России. Таким образом, Беларусь была последней страной, с которой российская сторона строила отношения не на рыночной основе, а на основе каких- то особых преференций.

Несмотря на то, что давление Москвы на Минск фактически вытолкнуло Беларусь из формировавшегося более чем десять лет союзного государства, Кремль настаивает на продолжении усилий по развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. При этом акцент уже делается не на преференциях, а на необходимости использования рыночных прозрачных принципов. 'Когда мы даже не можем подсчитать объем скрытой поддержки для тех или иных государств, это не стимулирует к интеграционным процессам, а наоборот, разрушает интеграционное пространство', - сказал В. Путин на встрече с членами правительства. По мнению российского президента, только тогда, 'когда отношения становятся ясными и положенными на бумагу, просчитываемыми, только тогда становится понятно, что мы можем добиться ситуации, при которой эти отношения справедливые и равноправные'. Путин считает, что создание и укрепление таких институтов, как ЕврАзЭС, Таможенный союз, в новых условиях при новых подходах можем сделать формирование интеграционных структур более эффективным.

Будут ли эти заявления Путина после 'рыночной' развязки конфликта с Беларусью способствовать интеграции на постсоветском пространстве? Об этом - в комментарии украинского и российского экспертов.

КОММЕНТАРИИ

Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала 'Россия в глобальном мире':

- Мне кажется, что никакой серьезной интеграции на постсоветском пространстве в относительно средней исторической перспективе не будет. Ведь, что такое рыночные принципы? Это не интеграция, а нормальное экономическое взаимодействие в торговле. Могут быть и какие-то более сложные формы взаимодействия, в частности обмена активов или их слияния. А что такое интеграция? Если брать единственный и самый успешный близкий нам европейский пример, то это институциальное изменение, создание институтов, которые наделяются полномочиями не по координации, по управлению какими-то отраслями в разных странах. Орган общий, а управляет в разных странах. Это надстройка над национальным суверенитетом. Я совершенно не представляю себе, чтобы какая-либо из стран СНГ пошла на то, чтобы кто-то извне осуществлял какую-то форму управления. Так что здесь об интеграции в классическом европейском понимании вообще говорить бессмысленно. А Россия понимает интеграцию все-таки исключительно в плане того, что остальные страны входят в ее сферу влияния. Они могут, конечно, при этом что-то получать, всякого рода выгоды, но все равно Россия играет первую скрипку. Я думаю, что серьезная интеграция невозможна до тех пор, пока не появятся страны, которые могут хотя бы в каком-то смысле быть сопоставимы с Россией по своему совокупному влиянию и потенциалу. Теоретически такой первой и пока единственной страной на постсоветском пространстве может стать Казахстан, который очень быстро развивается и проводит очень выверенную внешнюю политику, ориентируясь сразу на разные центры. Потенциально, в будущем, это могла быть Украина. Это тоже крупная страна с серьезными, но пока нереализованными возможностями. Все остальные, конечно, не сопоставимы с Россией.

Возвращаясь к тому, что сказал Путин, речь идет не об интеграции, а о том, что мы выстраиваем более или менее логичные отношения. Сейчас завершился этап политических отношений и начинается этап рыночных отношений. Какой будет следующий этап - совершенно непонятно. Возникнет ли на основе рыночных отношений следующая фаза, когда уже чисто рыночные подменяются опять политическими? Возможно это будет происходить на новой основе, когда, действительно, происходит добровольное сближение по объединению интересов и возможностей. Думаю, что это если и возможно, то весьма нескоро. Опять же по причине несопоставимости потенциалов сторон и того, что все постсоветские страны находятся на этапе по сути дела формирования и утверждения собственных суверенитетов. Они недавно их обрели и дозреть до того, чтобы начать этим суверенитетом оперировать в плане даже не ограничения, а хотя бы его введения в другие рамки, психологически исключено. По крайней мере, на ближайшие десять лет.

Что касается заявления Путина о необходимости продолжать усилия по развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Это делается тоже для влияния, но прежде всего это отвечает интересам довольно бурно развивающегося российского бизнеса, который нуждается в экспансии и первую очередь на постсоветском простарнстве. В данном случае, как мне кажется, российский президент отражает в значительной степени интересы крупного национального бизнеса.

Валерий ЧАЛЫЙ, директор международных программ Центра им. Разумкова, Киев:

- Я хотел бы напомнить дискуссии вокруг вхождения Украины в Единое экономическое пространство. Тогда сторонники ЕЭП называли одним из преимуществ как раз сохранение внутренних российских цен на энергоносители для стран, которые войдут в это интеграционное объединение. Ситуация с Беларусью показала фактически абсолютную несерьезность такой аргументации. Наоборот, Беларусь как самый большой друг России была поставлена в очень сложные условия и фактически оказалась под российским экономическим давлением, несмотря на то, что две страны находятся теоретически в одном союзном объединении. Таким образом, каких-то иллюзий о каких-либо дополнительных преференциях тем, кто согласится на реинтеграцию с Россией, сегодня уже не существует. Такое заявление положительно повлияет на практический подход стран постсоветского пространства, которые теперь будут очень тщательно и внимательно рассматривать все возможности экономической интеграции. С другой стороны, более четкая и прозрачная политика даст возможность действительно ориентироваться не на заполитизированные, а именно на экономически выгодные проекты для всех участников, где не будет доминирования одной из стран.

Может ли в таком случае речь идти об интеграции в прямом смысле этого слова - создании сверхнационального органа, как в ЕС? Наименьшая степень интеграции - это зона свободной торговли. И я не вижу никаких проблем, почему на этом евразийском пространстве нельзя создавать зону свободной торговли, в том числе при участии России и Украины. Кстати, Украина является сторонником создания такой зоны без ограничений. Но сама Россия сегодня фактически тормозит этот процесс, не ратифицировав соответствующее соглашение в рамках СНГ и говоря сразу о более высоких степенях интеграции, начиная с таможенного союза. Такая модель не устраивает Украину, потому что она делает невозможной более глубокую интеграцию на европейском направлении. Быть одновременно в двух таможенных союзах невозможно. Хотя одновременно быть в двух зонах свободной торговли, с ЕС и на евразийском пространстве - это возможно, если выполнить все необходимые процедуры. Кроме того, сегодня понятно, что ситуация с Беларусью расставила все точки над 'i'. Я не думаю, что после этого Украина пойдет на любой политический или экономический проект реинтеграции с Россией. А экономическое взаимовыгодное сотрудничество будет продолжаться. Следует отметить, что у нас несколько разные толкования интеграции. Россию, в первую очередь, все процессы взаимодействия интересуют с точки зрения реинтеграции. Украина в большей мере считает приоритетом углубление взаимовыгодного равноправного сотрудничества.

N7, четвер, 18 сiчня 2007

_______________________________________________

Спор славян между собою ("Вести Сегодня", Латвия)

Братство без любви ("The Economist", Великобритания)