Я обеспокоен тем, что обсуждение моей книги "Палестина: мир, а не апартеид" ("Palestine Peace Not Apartheid") ушло в сторону от главного выдвинутого в ней предложения: возобновить переговоры после шестилетней задержки и прекратить ужасное притеснение палестинского народа. В то время как большинство критиков не стало серьезно обсуждать или хотя бы упоминать факты и предложения, сделанные по этим двум вопросам, название книги стало объектом явно согласованной кампании, сопровождающейся обвинениями меня в том, что я настроен против Израиля. Это не сулит ничего хорошего всем тем из нас, кто стремится к тому, чтобы Израиль был мирным государством, живущим в гармонии со своими соседями.
Заявление президента Буша (Bush) о том, что мир на Святой Земле будет одним из главных приоритетов его администрации в последующие два года, внушает оптимизм. В ходе своей нынешней поездки по региону государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) призвала провести трехстороннюю встречу с участием Соединенных Штатов, Израиля и Палестины как можно раньше. В качестве основы для мира она порекомендовала принять предложение, выдвинутое 23 арабскими государствами в 2002 году: полное признание Израиля, основывающееся на возвращении в пределы международно признанных границ. Это предложение совпадает с официальной политикой США, с достигнутыми ранее договоренностями, одобренными израильскими властями в 1978 и 1993 годах, а также с "дорожной картой" - планом достижения мира, разработанным "квартетом" (Соединенными Штатами, Россией, Европейским Союзом и Организацией Объединенных Наций).
Совершенно очевидно, что мир для Израиля не наступит, пока он не будет готов уйти из соседних оккупированных территорий и не обеспечит соблюдение основополагающих прав человека и политических прав палестинцев. При условии обменов территориями эти границы можно будет изменить в ходе переговоров, чтобы позволить большому количеству израильских поселенцев остаться в домах, выделенных им к востоку от международно признанной границы. Условие обмена арабской территории на мир на протяжении нескольких десятилетий считалось приемлемым большинством израильтян - но не меньшинством более консервативных лидеров, поддерживаемых, к сожалению, значительной частью громогласного американского еврейского сообщества.
Эти же условия, конечно, должны быть приняты любым правительством, представляющим палестинцев. Опрос общественного мнения, проведенный в марте 2006 года иерусалимским Еврейским университетом (Hebrew University of Jerusalem) и располагающимся в Рамалле Палестинским центром политических исследований (Palestinian Center for Policy and Survey Research), показал, что 73 процента жителей оккупированных территорий согласны на это. Премьер-министр Палестины Исмаил Хания (Ismail Haniyeh) выразил поддержку переговорам между президентом Махмудом Аббасом (Mahmoud Abbas) и премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом (Ehud Olmert) и пообещал покончить с непримиримой позицией организации ХАМАС, если соглашение будет одобрено народом Палестины.
Аббас поступил мудро, вновь заявив госсекретарю Райс о том, что он не согласится ни с какими "временными" границами палестинского государства. Расписывающий каждый шаг план "дорожная карта", о достижении согласия по которому было объявлено всего три года назад, оказался неосуществимым - и это послужило оправданием для отсутствия какого бы то ни было прогресса. Я по собственному опыту знаю, что зачастую обсуждать временные соглашения, которые способны привести к возникновению неопределенных ситуаций в будущем, бывает более трудно, чем обсуждать все те сложные вопросы, которые должны быть разрешены для достижения мира.
Принимая во внимание последние события и тот факт, что Демократическая партия будет играть более значимую роль во власти, пришло время объяснить общую политику нашей партии в отношении Ближнего Востока и близлежащих регионов. Действия Конгресса по согласованию своих предложений с политикой Белого дома предоставляют для этого множество возможностей, а основные предложения Исследовательской группы по Ираку (Iraq Study Group), несомненно, могут послужить подходящим фундаментом, на основании которого демократы смогут придти к консенсусу (учитывая тот факт, что отдельные законодатели могут иметь свои собственные предложения по тем или иным деталям). Подобная политика станет подходящим ответом на выдвигаемые против демократов обвинения в том, что у них нет своих собственных вариантов разрешения ужасной ситуации в Ираке.
Главным элементом политики в отношении Ирака должно стать выдвижение правительству премьер-министра Ирака Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki's) решительных требований о сотрудничестве в деле прекращения межконфессионального насилия, подкрепленных четкими планами вывода войск. Готовность к региональному сотрудничеству, в том числе готовность предоставить Ирану и Сирии возможность присоединиться к нему, помогут убедить сомневающихся иракцев в том, что Америка больше не является доминирующей посторонней державой, формирующей их военное, политическое и экономическое будущее.
Так как премьер-министр Израиля подверг критике вышеупомянутые положения доклада Исследовательской группы по Ираку, многим демократам будет достаточно трудно рекомендовать начать реальные мирные переговоры по палестинскому вопросу. Ситуация на оккупированных территориях будет являться решающим фактором, и поэтому Палате представителей и Сенату следует направить представительную делегацию на Западный берег и в сектор Газа для личного ознакомления с ситуацией, для встреч с ведущими лидерами и оценки перспектив мирных переговоров, если таковые начнутся.
Я убежден, что в случае приложения усилий обеих партий у нас будет хорошая возможность добиться прогресса.
Джимми Картер - 39-й президент США, лауреат Нобелевской премии мира. Его последняя книга - "Палестина: мир, а не апартеид".
___________________________________________________________
Не наказывайте палестинцев ("The Washington Post", США)