Путину нужна Европа и ее 'нефтеевро' для модернизации страны. Но он не хочет зависеть от таких соседей, как Украина и Беларусь.
Интервью с Жаком Сапиром (Jacques Sapir), специалистом по России и ведущим научным сотрудником Высшей школы социальных наук (EHESS).
- Создается впечатление, что Европа дешево отделалась после кризиса между Россией и Беларусью. Мы были на грани перебоев в поставках газа?
- Совсем нет. Идея, что перекрытие трубопровода, идущего по территории Беларуси, угрожало безопасности поставок европейским нефтяным компаниям, является вымыслом чистой воды. Все знают, что нефтяные компании могут поставлять нефть другими способами. Нефть можно перевозить в танкерах, в отличие от газа, который в этом случае должен быть сжижен. Транспортировать нефть в Европу по трубопроводу, безусловно, рентабельнее, но существуют и другие возможности. Российские компании могли бы использовать морской путь. Кроме того, у них имеются значительные запасы в большинстве европейских стран. Таким образом, вокруг вполне реального кризиса между Россией и Беларусью, начались манипуляции и политические телодвижения, порожденные чисто внутриполитическими причинами, особенно это касается немецкого правительства.
- Вернемся к причинам кризиса. Что же произошло в действительности?
- Ответственность за этот кризис возложили на плечи России. Это крайне непорядочно. Именно Беларусь начала этот кризис. До настоящего времени она покупала у России газ по смехотворно низкой цене, составляющей четвертую часть от тарифов мирового рынка. Россия хотела постепенно покончить с этими фактическими субсидиями. И ей нельзя вменить это в вину. Почему одно правительство должно субсидировать другое, если ему это не выгодно? Тогда белорусское правительство в ответ потребовало увеличения ставки тарифа по транзиту газа, поставляемого в европейские страны через территорию Беларуси. Уровень требуемой ставки транзита, умноженный на десять, намного превышал рыночные тарифы.
- Настоящая война. . .
- Нет, речь идет о неуравновешенном подходе, ведь Россия со своей стороны заняла вполне разумную позицию: она хотела получать от Беларуси 140 долларов за 1000 кубометров газа, в то время как мировой уровень цен - 210 долларов. Беларусь пошла на конфликт, и, воспользовавшись плохим имиджем России на международной арене, попыталась прибегнуть к психологическому шантажу.
- Разве Россия не стремится восстановить свое влияние на Беларусь?
- Все не так просто. Необходимо отметить, что белорусская элита, а также большая часть населения, хотят сохранить прочные связи с Россией. Между этими двумя странами уже существует договор, но он не реализуется. Причина проста. Белорусский президент Лукашенко хочет играть весомую роль в России. В то время как Путин не хочет обременять себя политиком, который, по, его мнению, отличается безответственностью и имеет скандальную репутацию. Ситуация была бы иной, если бы по главе страны стоял ответственный и уважаемый человек.
- Как же можно обеспечить гарантии стабильных поставок газа и нефти?
- В настоящий момент эти поставки в большой степени зависят от посредников, которыми являются Украина и Беларусь. Для России важно, чтобы они больше не прерывали снабжение, не производили незаконные заборы энергоносителей, как это делала Украина, не перекрывали поставки, как попыталась сделать Беларусь. Начиная с 2002-2003 годов, приоритетом российской политики в области обеспечения бесперебойности экспортных поставок является снижение роли Украины и Беларуси в качестве стран-транзитеров, так как они ненадежны. Для этого необходимо или взять под контроль газопровод, который российская сторона готова эксплуатировать совместно с европейскими странами, или построить новый трубопровод, в данном случае речь идет о российско-германском проекте газопровода, который будет проложен по дну Балтийского моря.
- Разве гигант 'Газпром' не является в настоящее время внешнеполитическим инструментом Путина?
- Ошибочно считать, что в России энергетика главным образом поставлена на службу международных отношений. С точки зрения правительства Путина задача формулируется по-другому: энергоносители и, в более общем плане, сырьевые запасы, должны помочь возрождению страны. Каким образом доходы от поставок нефти и газа могут быть использованы для развития России, для восстановления национальной промышленности? Как избежать 'голландской болезни?'. Вот что крайне волнует Путина. А вовсе не вопросы реставрации империи. Сегодня никто ни в России, ни в бывших союзных республиках не хочет возврата Советского Союза.
_____________________________________________
Хотите видеть лапу Путина на кране? ("The Economist", Великобритания)
Путин больше не играет в 'хорошего парня' ("Newsweek", США)