Руководитель компании "Северстальтранс" Андрей Филатов намедни заявил, что его компания свой транзит будет переносить из Эстонии к соседям. Мол, не надо было памятники трогать. В то время, как я стучу по клаве, в Госдуме РФ рассматривается вопрос о введении экономических санкций. А нам все равно. Мы самые независимы в мире, свято храним свою свободу, и дела эти с памятником на Тынисмяги сугубо наши, внутренние. Если остальной мир думает иначе, то это его дело.
К тому же, как говорят наши политические гуру, санкции со стороны России - это хорошо, так как заставляют больше думать о вариантах, больше крутиться и больше трудиться. Потеряем транзит - станем Швейцарией, Люксембургом или, на худой конец, Монако. Благо, немытых денег и азартных игроков в мире хватает. Инфраструктура у нас уже есть - банки и казино на каждом углу.
Возьмем, к примеру, легенду эстонской политики - дважды премьера Марта Лаара. Он никогда не ходил в Кремль на поклон, и отнюдь от этого не страдает. В его премьерские времена вершилась история, и случилось по меньшей мере три знаковых события: утонул паром "Эстония", были проданы акции ЭЖД, а многие "центровые" таллиннские дома (с живыми людьми) отданы переселенцам, уехавшим из Эстонии в Германию еще в 1939 году.
В результате - отличные отношения с заинтересованными кругами на Западе, солидное финансирование партии со стороны немецких консервативных фондов, панегирики в "Уолл-стрит Джорнэл", и даже престижные экономические премии. Для историка из Тартуского университета, прочитавшего, по собственному признанию, ко времени вступления в должность премьера одну книгу по экономике - совсем неплохо.
Правда, политикам в этом смысле всегда легче. Ориентацию они меняют легко. А вот для эстонских транзитчиков времена наступили, действительно, не самые лучшие. Во времена ельцинского правления Россией можно было поддерживать праворадикальные партии, выдавливающие русских из Эстонии, и одновременно кормиться российской нефтью. В ту славную эпоху двери высоких московских кабинетов можно было открывать ногой - если в руке у тебя заветный чемоданчик, в котором много портретов Бенджамина Франклина. Теперь все по-другому.
Впрочем, и сейчас даже некоторые российские транзитные боссы не против того, чтобы поддержать, например, ту же лааровскую двуглавую партию Союз Отечества/"Республика" (может она им родного орла напоминает?). Но в путинской России даже олигарху слишком хлопотно слыть излишним космополитом, без патриотической подкладки хотя бы. То есть приходится крутиться, крутиться и крутиться, как говорил великий Фридман (книга которого так помогла экономическому образованию Лаара). Например, известный транзитный магнат Эндель Сифф в силу сложной ситуации начал заниматься недвижимостью. И весьма активно, даже в большую свару с городскими властями из-за Копли ввязался. Так что выход всегда есть.
Для среднего человека ситуации посложнее. Все возможные трудности, связанные с санкциями и ростом цен на энергоносители и все прочее, все равно оплатят не олигархи, а именно налогоплательщик. Зато какой стимул для среднего человека принять вызов, и стать непростым. Даже для больших человеческих сообществ трудности, как доказал Арнольд Тойнби - это самое то. Посмотрите на полинезийцев - лежали пузом кверху под пальмами, и ничего путного в историческом процессе не свершили. Такой образ жизни для эстонского человека в корне неприемлем.
Но если уж будет совсем трудно, то, в конце концов, у нас есть утешение и в виде неунывающего Винни-Пуха. После того, как этот большой любитель поесть на халяву получил неприятный опыт общения с пчелами, он заявил: "Это неправильные пчелы. Они делают неправильный мед". А ведь о том, что не удалось и дальше есть неправильный мед, тужить не стоит.
_______________________________________________
Поворот нефтяных рек с севера на юг ("Telegraf", Латвия)
Март Лаар: Почему эстонцы не выносят Бронзового солдата ("Delfi", Эстония)
Март Лаар: Слова Путина - классика по Оруэллу ("The Wall Street Journal", США)