Барак Обама (Barack Obama), сенатор - демократ из Иллинойса, объявил во вторник, что он учреждает "исследовательский комитет", чтобы выяснить, может ли он стать кандидатом в президенты США. Меня заинтересовал способ, которым он сделал это заявление - через свой вебсайт. Это показывает, что сеть может быть замечательным средством, но только в том случае, если она действует рука об руку с миром, все еще пользующимся допотопными средствами. Поэтому не спешите списывать газеты и телевидение со счетов.
Сайт г-на Обамы (www.barackobama.com) сделан довольно хорошо, там можно скачать пару флэш-роликов. Один ролик - это его заявление, второй - фильм-биография. Все весьма неплохо.
Однако я знаю о существовании сайта только потому, что прочитал о нем в газетах. Во всех сообщениях отмечалось, что г-н Обама сделал заявление на своем вебсайте. Что бы случилось, если бы газеты ничего не сообщили? Никто (может быть, за исключением нескольких человек) и не подумал бы этот сайт искать. Он затерялся бы среди миллионов сайтов, которые можно найти только если ищешь именно его. Однако вероятность наткнуться на него случайно равна вероятности найти иголку в стоге сена.
Это может показаться чересчур очевидным, однако налицо важный факт, о котором все часто забывают. Сеть - вторичная среда. Сайт г-на Обамы может быть привлекательным средством для доведения его сообщений до общества - однако только в том случае, если люди найдут его благодаря первичным средствам массовой информации.
Что я имею в виду под первичным средством? Очень просто - это то средство, к которому люди могут получить доступ без всяких усилий - можно назвать его средством хорошей видимости. Газетные статьи или рекламные объявления, телевизионные сообщения или комментарии, радиопередачи, щиты на обочинах дорог. Щиты на перегруженных дорогах даже могут занять призовое место по видимости: их трудно не заметить.
Не многие вебсайты отличаются большой видимостью. Google News, BBC, CNN и подобные им используются все большим количеством человек в качестве основного источника новостей. Но они являются исключением. Подавляющее большинство вебсайтов являются мало видимыми, и к ним я отношу в том числе и сайты с большими объемами трафика, такие как YouTube и MySpace, а также блоги. Видеоролик г-на Обамы размещен на YouTube - это сеть по обмену видеоматериалами - однако он не является хорошо видимым. Вы обнаружите его только если будете его искать, или если вам расскажет о нем друг. Вы не наткнетесь на него, как могли бы наткнуться, смотря телевизор, читая газету или ведя машину мимо стоящих вдоль дороги рекламных плакатов.
В ближайшем будущем вебсайты будут оставаться вторичным средством массовой информации - опирающимся на старые СМИ и на десяток новостных сайтов, на которых можно будет найти упоминание о них. Все это заставило меня заинтересоваться одним из заголовков в газете "Financial Times", появившемся на этой неделе: "Слабый интерес к "Tribune" не сулит газетам ничего хорошего". Речь шла о том, что никто не захотел приобрести выставленную на продажу вторую по размеру медиакорпорацию Америки "Tribune Co.". Большой проблемой газет является то, что реклама перемещается в сеть, однако что случится с сетью, если газеты начнут закрываться? Она лишится важных указательных знаков, и сама станет менее значимой. Их взаимоотношения представляют собой не симбиоз, это паразитические отношения. И, возможно, паразит убивает своего хозяина.
Я нашел определение для этого явления: некротроф. Как сообщает "Wikipedia", некротрофы - это паразиты, "которые используют ткани другого организма для своего питания до тех пор, пока этот организм не умирает". Однако вебсайты должны на самом деле быть биотрофами, "которые не могут жить в мертвом хозяине, и поэтому оставляют его живым". Как это может произойти? Возможно, когда-нибудь наступит момент, когда медиакомпании начнут использовать газеты и телевизионные станции только в качестве хорошо видимых указательных знаков для онлайнового мира. У меня есть и более сумасшедшие идеи.
Позвольте мне привести другой пример всей широты этого вопроса. Речь пойдет о моем мусорном ящике для перерабатываемых отходов. У местной власти, где я живу, есть вебсайт (www.southwark.gov.uk), который открывает доступ к большому количеству услуг. И это не исключительное явление - английское правительство потребовало, чтобы услуги стали доступными в электронном виде, и, к удивлению, это произошло. Когда мой мусорный контейнер не забрали три раза подряд, я заполнил форму на сайте. Что примечательно, мне не только ответили лично, но и опорожнили мой ящик в течение одного-двух дней.
В случае необходимости через сайт можно сообщить об обнаруженном граффити, о проблемах на кладбище и о многом другом. Все это довольно впечатлительно.
Но почему ответ мне пришел так быстро? Потому что, как я подозреваю, я один из немногих, кто знает об этих замечательных услугах. Если вы не проводите время, копаясь в самых отдаленных уголках различных вебсайтов, как я, то маловероятно, что вы о них узнали бы. Таким сайтам нужно то, что было у г-на Обамы (который, вероятно, представляет большую важность, чем мои использованные бутылки): указатель на них в хорошо видимых средствах массовой информации.
В прошлом году проводилась кампания по рекламе сайта "Directgov" - портала, на котором собраны все подобные полезные официальные сайты. Я знаю об этом, так как мне попался в руки пресс-релиз, в котором говорится, что рекламные объявления были размещены на этикетках молочных бутылок, на задних бортах автобусов и в национальных газетах. Хорошо, но не достаточно. Рекламная кампания продолжительностью в четыре недели не изменит людского поведения. Это только начало, но, думаю, нам нужно говорить снова, снова и снова, что есть очень полезная вещь, под названием сеть, и что нам очень понравятся возможности, предоставляемые ею.
Итак, есть две довольно разные истории, которые несут один и тот же посыл. Вам нужны старые средства массовой информации, чтобы они указывали на новые, иначе сеть не сможет процветать. Поэтому я говорю всем тем, кто предсказывает смерть газет и других традиционных СМИ: думайте как биотрофы, а не как некротрофы.
Дэвид Боуэн - консультант компании Bowen Craggs & Co по эффективности вебсайтов
___________________________________________________________
Google с трудом входит на новый российский рынок ("The New York Times", США)
Все меньше людей интересуется новостями ("The Financial Times", Великобритания)