В прошлую среду, по 'горячим следам' российско-белорусского нефтяного конфликта, директор Шведского института международных отношений (Swedish Institute for International Affairs) Томас Рис (Tomas Ries) выступил в Никсоновском центре (Nixon Center) с докладом о России.
Рис охарактеризовал свои тезисы как 'намеренно провокационные', и оценку России с 'консервативных' позиций. Он утверждал, что эта страна 'меньше напоминает Западную Европу, чем мы думали', и, за очевидным исключением Москвы и Петербурга, многие ее регионы сильно отстают от Европы в развитии: некоторые сельские районы еще даже не электрифицированы.
После 'белорусского кризиса' - в ходе которого, как сообщала Financial Times, германский канцлер Ангела Меркель назвала решение Путина о прекращении нефтяных поставок 'неприемлемым' - эта точка зрения, по мнению Риса, приобретает все большую популярность.
'Россия во многом остается весьма примитивной страной с экономикой, основанной на добыче сырья, - отметил Рис. - После 'холодной войны' бытовало ошибочное представление, что, как только мы избавим Россию от цепей, там произойдет либерализация, поскольку такова естественная тенденция. Однако там для этого нет экономических и социальных предпосылок - например, в стране отсутствует устойчивый средний класс'.
В 1990-х, до прихода Путина к власти, Россия постепенно скатывалась к анархии. Этот лидер, проводя авторитарную политику, принес стране стабильность. 'Он без церемоний перехватил контроль у олигархов, - пояснил Рис. - Да, сегодня деньги достаются другой олигархической клике, но они текут и в государственную казну. Теперь государство извлекает выгоду из нефтяных доходов'.
Однако, по словам Риса, сегодня многие россияне расценивают ситуацию в мире как силовое противоборство по принципу 'кто кого', полагая, что Запад планирует 'расчленить Российскую Федерацию и разграбить ее природные ресурсы'. С этой точки зрения развитие событий в Ираке не выглядит таким уж негативным, поскольку эта война 'ослабляет Соединенные Штаты - главный объект озабоченности'.
Что же касается европейских стран, то их с точки зрения политики по отношению к России он делит на две группы. В первую входят крупнейшие государства ЕС. Чтобы успешно противостоять России, две из трех великих держав - Британии, Германии и Франции - должны объединить усилия.
Британия традиционно уделяет России серьезное внимание, но пока неясно, какой будет ее тактика после отставки Тони Блэра (следующим главой лейбористов скорее всего станет Гордон Браун (Gordon Brown)). Такая же неопределенность существует и в отношении политического курса Франции, где скоро пройдут выборы.
Рис оценил все более твердую позицию Ангелы Меркель в отношении Путина как позитивный признак. Однако она делит власть со сторонниками 'мягкого подхода' - социал-демократами, и к тому же выполнение ее далекоидущих обещаний во внутриполитической сфере потребует немалых усилий. Кроме того, Германия зависит от российской нефти.
Другую важную группу стран составляют государства Северной Европы. Норвегия, к примеру, сотрудничает с Россией по вопросам регионального характера - в том числе в области рыболовства и нефтедобычи. Кроме того, через Ленинградскую область и Финляндию проходит прибалтийский маршрут нефтяного транзита.
Наконец, Рис затронул и вопрос о независимости прибалтийских государств. 'Подозреваю, что Путин считает их суверенный статус неприемлемым, но он не станет предпринимать каких-либо радикальных шагов в этой области', - полагает он.
Роберт Вербрюгген - редактор-практикант National Interest
_________________________________________________
Назад в будущее? ("The Washington Times", США)
Проблема Путина ("Townhall.com", США)
Переосмысливая Россию ("The Economist", Великобритания)