'Этап изучения закончен', - провозгласила в среду канцлер Германии Ангела Меркель, призвав к разработке новой 'дорожной карты' для конституционного договора Европейского Союза, пребывающего в коматозном состоянии. Когда делают такие политические выводы, можно лишь гадать, что изучала Меркель и ее коллеги-еврофилы, кроме собственного отражения в зеркале.
Сегодня перспективы у договора вряд ли более радужны, чем в середине 2005 г., когда он был отвергнут французами, а вслед за ними - голландцами на проведенных в их странах референдумах. Однако совсем недавно Меркель заявила в Европейском Парламенте, что затягивание кризиса с ратификацией конституции будет равносильно 'историческому провалу'. Как и в прошлом, когда европейский электорат отвергал идеи, испеченные в Брюсселе, а лидеры ЕС обращались к избирателям до тех пор, пока они не дадут 'правильный' ответ (Дания против Маастрихтского договора, Ирландия против Ниццы), канцлер Германии вновь пытается подсунуть обществам стран ЕС дискредитированный документ.
Сложно сказать, чем является конституционный пыл Меркель: попыткой сбалансировать политику на сближение с Америкой пением любимых колядок европейской элиты или просто немецким политическим рефлексом. В послевоенную эпоху ЕС был главной темой внешней политики Берлина. Федерализм на европейском уровне выгоден немцам, учитывая то, какую роль он играет в их внутренней политике. Но чем дальше от Одера, тем меньше сторонников европейского федерализма.
Вероятно, у тех в ЕС, кто хочет повторения ситуации 2005 г., память действительно слишком коротка. Скорее всего, инициатива канцлера вызовет повторение политического кризиса в блоке. Британия прохладно отреагировала на интеллектуальный пузырь Меркель, тем более, что кандидат в президенты Франции Сеголен Руаяль (Segolene Royal) пообещала в случае своего избрания вынести договор на референдум, а это вынудит сделать то же самое и Лондон.
Британские избиратели относятся к конституционным амбициям Европы с еще большим подозрением, чем французы. Но на самом деле Руаяль стремится найти то, что будет отличать ее от ее соперника Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), выступающего за принятие 'микроконституции', в которую войдут фрагменты старого договора, и для принятия которой будет достаточно одобрения национальными парламентами. Все эти хитросплетения вряд ли нужны ЕС, у которого и так хватает насущных проблем.
В этой связи Европа могла бы постараться повысить эффективность своих институтов. Те европейские лидеры, которые выступают против дальнейшего расширения, с радостью ухватились за мысль о том, что принятие 12 новых членов после 2004 г. парализовало Брюссель. На самом деле, Комиссия работает не хуже и не лучше, чем раньше, и ЕС может легко оставить свои двери открытыми для новых государств. Но это не значит, что небольшие институциональные коррективы помешают. Например, по нынешним нормам, когда в 2009 г. будет определен новый состав Европейской комиссии, комиссаров должно быть меньше 27 - сейчас в ЕС 27 государств-членов. Конституция дала бы каждому государству по одному комиссару, а затем, с 2014 г. представлены были бы две трети стран на основе ротации.
Это решение или другое, на основе тех же принципов, позволит разобраться с проблемой состава Комиссии. Однако для этого не обязательно принимать всеобъемлющую конституцию. Институциональные реформы нужно проводить не с черного хода, чего опасаются некоторые евроскептики, а сознательными, прозрачными и демократически убедительными методами.
Раздумывая над словами Меркель, полезно вспомнить выступление Тони Блэра, сделанное в тех же стенах в июне 2005 г. Когда 'нет' французских и голландских избирателей еще звучало в ушах еврофилов, британский премьер-министр предложил альтернативное видение, предусматривающее реформу теряющего свою функциональность государства всеобщего благосостояния и бюджета, тратящего 40% своих фондов на субсидии фермерам.
Прошло 19 месяцев, а особого прогресса по этим вопросам не видно. Однако европейская экономика, наконец, начинает выходить из оцепенения. Но без приверженности политическим целям, предложенным Блэром, Европа просто вновь выключит свой будильник и продолжит свой сон. И вот это будет называться 'историческим провалом'.
__________________________________________
Европа, энергетика и Россия ("Japan Times", Япония)
Во внешнюю политику Меркель летит на всех парусах, но ее ждет множество рифов ("The Times", Великобритания)