Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выборы в Сербии подчеркивают страх Запада перед Россией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В западноевропейских столицах - и особенно в Вашингтоне - растут опасения в связи с активностью и растущим напором России в международной дипломатии. На этот раз ни при чем даже энергетическая безопасность, этот бич Европейского Союза. Поводом к опасениям послужило влияние Москвы на политику бывшей Югославии - а также на судьбу робких попыток организовать некое соглашение между Сербией и Косово

В западноевропейских столицах - и особенно в Вашингтоне - растут опасения в связи с активностью и растущим напором России в международной дипломатии. На этот раз ни при чем даже энергетическая безопасность, этот бич Европейского Союза. Поводом к опасениям послужило влияние Москвы на политику бывшей Югославии - а также на судьбу робких попыток организовать некое соглашение между Сербией и Косово, до недавнего времени - одной из сербских провинций, сейчас - спорной территории.

В воскресенье сербские избиратели отправляются к урнам, чтобы решить важнейший для страны вопрос: кто - ультранационалисты или реформаторы-демократы - станет самой крупной партией в Сербии. В этот же день Ангела Меркель, канцлер Германии и нынешний председатель Евросоюза, вылетает в Москву на переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Ожидается, что одним из главных вопросов станет как раз будущее Косово.

Казалось бы, выборы в Косово вряд ли могут как-то всерьез повлиять на решение международного сообщества предоставить Косово нечто вроде 'независимости под внешним наблюдением'. Все основные политические партии Белграда против этого, но все же баланс сил может стать критическим фактором желания нового правительства, из кого бы оно ни состояло, хотя бы садиться за стол переговоров с бывшим президентом Финляндии Марти Ахтисаари (Martti Ahtisaari), главой делегации ООН.

Но появился и еще один фактор. Международные планы еще даже не были опубликованы, а Путин и его министры уже успели ясно указать: они поддержат решение косовского вопроса только тогда, когда его поддержит Белград. Недавно один из высокопоставленных российских дипломатов сказал своему европейскому коллеге:

- Проблема в том, что вы подходите к этому слишком логично. Для нас же это вопрос эмоций.

- Они поговаривают даже о том, что могут заблокировать решение косовской проблемы, - заявил на этой (прошлой - прим. перев.) неделе один из дипломатов, сопровождающих госсекретаря США Кондолизу Райс. - Предсказать, что сделают русские, невозможно.

В Берлине говорят, что Меркель постарается убедить Путина положительно отнестись к решению по Косово - то есть дать понять любому сербскому правительству, что необходимо добросовестно участвовать в переговорах, а также поддержать - или, по крайней мере, не блокировать - принятие Советом Безопасности ООН резолюции, в которой закладывались бы основы будущей независимости края.

Однако успех этого начинания весьма и весьма сомнителен. В дипломатических кругах не утихают разговоры о том, чего может потребовать Путин от ЕС и США в обмен на свою поддержку - например, проявить 'невнимание' к давлению России на соседнюю Грузию, оказываемое с целью заставить Тбилиси согласиться на отделение двух мятежных областей - Абхазии и Южной Осетии.

Представители германских властей считают, что Меркель будет говорить с Путиным напрямик. В Берлине говорят: 'Если русские не могут нам помочь, тогда пусть хотя бы не мешают'. В Москве, правда, явно не настроены к ним прислушиваться. Более решительно, судя по всему, настроен и Вашингтон.

- Это вопрос европейской безопасности, - заявил упоминавшийся нами представитель США. - Игры с европейской безопасностью много чем чреваты, прежде всего непосредственно для самой Европы. Косвенно этот вопрос задевает и США. И меньше всех он задевает Россию.

- Вмешательство России в дела Сербии попахивает 1914 годом, - добавил он, намекая на события, приведшие к началу Первой мировой войны.

Европейцы высказываются более осторожно. Они очень не хотят загонять Сербию в угол и работают над возобновлением переговорного процесса с Белградом относительно соглашения о дружбе и стабильности. Сейчас процесс приостановлен, так как в Сербии до сих пор не арестован генерал Ратко Младич (Radko Mladic), которого Гаагский Международный трибунал обвиняет в совершении военных преступлений.

Нервничают европейцы еще и потому, что рост российского присутствия в Сербии не ограничивается одним политическим фронтом, но отражается и на экономике: в частности, активно наращивает инвестиции в Сербию российская нефтяная компания 'Роснефть'.

Пока что европейская дипломатия предпочитает двигаться к урегулированию косовской проблемы мелкими и последовательными шагами. В понедельник планируется выпустить поздравительное заявление в адрес Сербии в связи с окончанием выборов - то есть в Европе предполагают, что ультранационалисты все же выступят не слишком хорошо. Следующим шагом будет предложение о возобновлении переговоров. В начале февраля Ахтисаари отправится с визитами в Белград и Приштину, где представит свои предложения по статусу Косово. К концу марта он уже надеется выйти на обсуждение этого вопроса в Совете Безопасности ООН, имея на руках полный пакет необходимых документов. Именно тогда Путину придется решать, что делать - блокировать резолюцию или воздержаться.

__________________________________________________

Россия использует кризис в Косово, чтобы закрепить вновь обретенные позиции на международной арене ("Le Figaro", Франция)