Александр Медведев является заместителем председателя правления 'Газпрома' - огромной компании, занимающей центральное место в укрепляющейся энергетической империи России. На прошлой неделе он заявил, что прибыль компании в 2006 году увеличилась на 43 процента, составив 37,2 миллиарда долларов, в то время как европейские лидеры открыто высказывают свою озабоченность по поводу того, что Россия использует свои нефтяные и газовые поставки для оказания давления на небольших соседей, таких как Украина и Белоруссия. Медведев вместе с другими руководителями 'Газпрома' готовится к поездке в Давос, где главным пунктом повестки станет вопрос о 'смещении влияния' в сторону новых игроков, таких как Россия. Они попытаются представить Россию как надежного партнера и помешать действиям Европы по диверсификации поставок. Медведев ответил на вопросы корреспондента Newsweek в Москве Оуэна Мэтьюза (Owen Matthews).
Мэтьюз: - Насколько сильный ущерб прекращение поставок нефти и газа в Белоруссию и на Украину нанесло репутации России?
Медведев: - Существует латинское изречение: 'Через тернии к звездам'. Наши действия были неправильно поняты, особенно прессой. Но на самом деле, все наши действия направлены на снижение долгосрочных рисков поставок газа путем нормализации отношений со странами-транзитерами. Эти страны-транзитеры привыкли жить за чужой счет. А теперь мы переводим все наши отношения с потребителями на рыночную основу. Мы подписали новые долгосрочные контракты, причем не просто на пару зим, а до 2025 и 2030 годов. Больше кризисов не будет.
- Канцлер Германии Ангела Меркель говорила об 'утрате доверия' к России.
- Вопрос об энергетическом сотрудничестве без необходимости слишком политизируется. Если вы посмотрите назад, то увидите, что мы поставляем газ в Европу более 30 лет, и не было ни единого случая, когда бы мы не выполняли свои контрактные обязательства. Даже во время прекращения подачи газа на Украину в 2006 году мы продолжали поставлять газ европейским потребителям. Проблемы исходили от страны-транзитера, а не от нас.
- Почему же тогда так глубоки подозрения в отношении России?
- 'Газпром' стал одной из ведущих в мире компаний в энергетической сфере - и не всем это нравится. Кое-кто изображает 'Газпром' в качестве "чудовища". Но, по правде говоря, мы точно так же зависим от европейских потребителей, как и они от нас. Две трети наших продаж идет в Европу, и большая часть наших инвестиционных программ также нацелена на европейских потребителей.
- Но Дик Чейни обвиняет Россию в использовании энергии в качестве оружия.
- Я категорически это отрицаю. Да, российское государство наш крупнейший акционер, но мы коммерческая компания. Мы действуем в соответствии с общепринятыми принципами корпоративного управления - чтобы делать деньги, увеличивать стоимость и цену акций компании.
- Кое-кто из европейцев опасается, что 'Газпром' будет продавать газ в Китай, а не в Европу.
- Мы имеем такую ситуацию, когда спрос на импортный газ в Европе будет увеличиваться, в то время как европейские запасы истощаются. Но в то же самое время мы слышим, что Европа хочет снизить свою зависимость от России. Очевидно, европейцы считают, что смогут получать газ откуда-то еще. Прекрасно, но нам нужно знать, планирует Европа делать это или нет, поскольку мы говорим о многомиллиардных в долларовом исчислении инвестициях в новые трубопроводы - например, в тот, что пройдет по дну Балтийского моря. Если Европа готова покупать больше газа, мы готовы больше его продавать. А если нет, у нас есть и другие покупатели - например, Китай.
- Видите ли вы потенциал для конфликта между Соединенными Штатами и Россией по поводу энергетических ресурсов Центральной Азии?
- Мы видим, что США проявляют большой интерес к этому региону. Иногда они играют не совсем по правилам. Например, в прошлом году мы вели переговоры с Турцией и Грецией о перекачке газа в Европу через южный коридор [через пролегающий по дну Черного моря трубопровод 'Голубой поток']. Мы достигли договоренностей. Но затем в Грецию приехала Кондолиза Райс и заговорила о России как о ненадежном партнере. Мы были удивлены. В то же время, мы предпочитаем думать о США как о нашем партнере. Мы надеемся, что Соединенные Штаты станут крупным покупателем нашего сжиженного природного газа. И мы пригласили компанию Chevron присоединиться к нам в проведении поисково-разведочных работ в Западной Сибири.
- Считаете ли вы, что Соединенные Штаты Америки хотят подорвать Россию?
- Это спор, уходящий корнями в советские времена - что лучше для мира: сильная или слабая Россия? Общее мнение было таково, что лучше ослабить Советский Союз, и возможно, это было правильно, учитывая его тоталитарные тенденции. Но нельзя ту же линию вести в отношении России. Сильная Россия является гарантом безопасности, а не просто поставок энергоресурсов. Сильная, демократическая Россия - это для мира благо. Но я боюсь, что старые идеи по-прежнему преобладают в умах многих на Западе.
- Были ли жалобы государства на экологические нарушения компании Royal Dutch Shell способом, призванным заставить ее продать контрольный пакет акций в своем проекте 'Сахалин-2' 'Газпрому'? Одна западная газета назвала эту продажу 'субсидированным государством грабежом'.
- Я сам родом с Сахалина, поэтому очень болезненно отношусь к любым имеющим там место природоохранным нарушениям. Покупка нами 'Сахалина-2' была осуществлена на чисто рыночной основе. В Калифорнии, например, исключительно строгие природоохранные требования к любой нефтяной компании, однако никто не обвиняет губернатора Калифорнии в 'грабеже' нефтяных компаний. Он просто защищает экономические и экологические интересы своего народа - точно так же, как и мы.
______________________________________________
"Газпром" начинает кампанию по улучшению имиджа ("The Financial Times", Великобритания)
Александр Медведев: 'Шантаж Белоруссии смешон' ("Le Figaro", Франция)