В западных столицах у Владимира Путина проблема с имиджем. Политики США и Европы уже традиционно осуждают его за подавление оппозиции, выкручивание рук иностранным нефтяным компаниям и использование богатых энергоресурсов России для шантажа соседей.
Однако есть на Западе сообщество, в котором президента России оценивают совсем иначе. Для многих инвесторов Путин - герой. Причина: необыкновенное оживление российского фондового рынка за семь лет его правления.
Когда Путин вступил в свою должность в январе 2000 г., обращающиеся на рынке российские активы оценивались в 74 миллиарда долларов. Сегодня их стоимость превышает 1 триллион. В 2006 г., ставшем при Путине четвертым годом, когда прибыльность рынка составила более 50%, основной фондовый индекс России РТС вырос на 71 процент.
'Он провел чертовски трудную работу, - говорит Марк Мобиус (Mark Mobius), признанный эксперт по развивающимся рынкам и управляющий директор инвестиционного фонда Templeton Asset Management Ltd. - За то время, что мы работаем здесь, страна сделала огромные шаги, и в этом заслуга Путина''.
Многие специалисты по денежным операциям считают, что укрепление фондового рынка продолжится и в этом году - несмотря на переоценку стоимости активов, падение цен на нефть и растущую политическую неопределенность накануне президентских выборов, намеченных на март 2008 г., когда в соответствии с конституцией Путин должен будет уйти в отставку.
Следует отметить, что некоторые инвесторы все же согласны с западной критикой ситуации с правами человека в России и шагами Путина по ограничению независимости российских судов и парламента. Они признают, что в долгосрочном плане демократические институты имеют ключевое значение для здоровой рыночной экономики. Но пока обеспокоенность состоянием демократии в России не отражается на ценах акций.
Такие события, определяющие отношение западных политиков к России, как нераскрытое убийство в Лондоне в ноябре прошлого года Александра Литвиненко - бывшего агента КГБ, который, лежа на смертном одре, назвал Путина своим отравителем - почти незаметны на экранах радаров большинства инвесторов.
Кремль отрицает свою причастность к гибели Литвиненко, а на критику Запада отвечает, что Россия идет к демократии собственным путем.
Огромные шаги
Многие инвесторы считают, что критики не отдают Путину должного за огромные шаги, сделанные Россией в годы его правления. Они утверждают, что, хотя он создал гигантские государственные компании, подчинившие себе нефтяную и газовую промышленность, конкуренции достаточно в других секторах. И, в отличие от президента Венесуэлы Уго Чавеса (Hugo Chávez), ведущего политику расточительного популизма, Путин, несмотря на нефтяной бум, сохраняет полный контроль над финансами страны.
'Двумя ключевыми факторами на любом развивающемся рынке должны быть экономическая предсказуемость и политическая стабильность, - говорит главный экономист московского 'Альфа-банка' Крис Уифер (Chris Weafer). - Первое есть у России благодаря нефти, а второе - благодаря Путину'.
Нефть является краеугольным камнем возрождения российской экономики. Энергетический бум последних пяти лет принес крупные барыши России, занимающей по объему экспорта нефти второе место в мире после Саудовской Аравии. Приток нефтедолларов поднял стоимость активов и цены на недвижимость на небывалую высоту.
Но банкиры и инвесторы подчеркивают заслуги лично Путина. Унаследовав страну, объявившую дефолт по своему государственному долгу и ставшую парией в международных финансовых кругах, он восстановил ее разваливавшуюся финансовую систему. Кроме того, он укрепил власть центра, ранее практически сошедшую на нет. 'Он сделал множество позитивных вещей за очень короткий отрезок времени', - говорит Мобиус, управляющий 32 миллиардами долларов активов на развивающихся рынках, 5 процентов которых инвестированы в Россию.
Действительно, сегодня Россия обладает самыми крупными валютными запасами за пределами Азии, у нее огромный профицит бюджета и стабилизационный фонд в 89 миллиардов долларов, призванный смягчить воздействие на российскую экономику падения цен на нефть. Кроме того, она выплатила большую часть своего внешнего долга.
Однако и среди инвесторов есть критики Путина. Некоторых возмутила политически мотивированная кампания Кремля против миллиардера Михаила Ходорковского и его концерна ОАО 'ЮКОС', бывшего излюбленным объектом западных инвестиций до тех пор, пока в 2004 г. Кремль не подверг его частичной ренационализации. Ходорковский оказался в тюрьме по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
Других отпугивает его агрессивный государственный капитализм. Так, многие возражали против методов, которыми концерн Royal Dutch Shell PLC вынудили в декабре продать акции гигантского энергетического проекта на Сахалине государственному монополисту ОАО "Газпром" после того, как российские регулирующие органы неожиданно обнаружили большое количество нарушений природоохранного законодательства. Shell признал некоторые упущения, но заявил, что работал над их исправлением.
Кроме того, западные инвесторы часто называют основными препятствиями при работе в России широко распространенную коррупцию и непрозрачность. В прошлом году Россия разделила 121-е место в индексе восприятия коррупции, составленном организацией Transparency International, с такими странами Третьего мира, как Руанда, Бенин и Гондурас. Некоторые бизнесмены сетуют на то, что при Путине коррупция еще более усилилась.
'В основном, Путин - хороший лидер, хотя бывшие акционеры 'ЮКОСа' и нынешнее руководство Shell могут иметь другое мнение', - говорит Сэмюэль Убадиа, один из менеджеров фонда ING Russia, управляющего активами стоимостью 940 миллионов долларов и ставшего по итогам 2006 г. самым прибыльным (67,5%) американским фондом, работающим на развивающихся рынках.
Хотя дело 'ЮКОСа' обошлось инвесторам примерно в 45 миллиардов долларов, вслед за ним Кремль предпринял ряд благоприятных для инвесторов шагов, которые во многом способствовали восстановлению доверия к рынку: снятие ограничений на покупку иностранными инвесторами акций "Газпрома" и размещение на рынке акций государственной нефтяной компании ОАО 'Роснефть' летом прошлого года.
В результате, индекс РТС вырос на 250% по сравнению с самой низкой точкой, достигнутой в июле 2004 г. в разгар кризиса, связанного с 'ЮКОСом'. За тот же период акции "Газпрома" выросли в цене почти в четыре раза: теперь он является одной из крупнейших компаний в мире с рыночной капитализацией в 239 миллиардов долларов, а его акции присутствуют в инвестиционных портфелях по всему миру. Крупным акционером является Fidelity Investments, а американский менеджер паевых инвестиционных фондов T. Rowe Price Group Inc. включает "Газпром" в первую десятку вложений своих фондов, работающих на развивающихся рынках.
Между тем, западные корпоративные гиганты General Motors Corp., Citigroup Inc. и Toyota Motor Corp., не смущенные жестким обращением Кремля с такими компаниями, как Shell, стремятся в Россию, чтобы воспользоваться ее потребительским бумом. Объем прямых иностранных инвестиций удвоился в прошлом году до 30 миллиардов долларов, хотя относительно размеров экономики страны он остается небольшим. Такие крупнейшие американские инвестиционные банки, как Goldman Sachs Group Inc. и Morgan Stanley активизировали свою деятельность в Москве, куда они были привлечены появлением сильных, богатых российских компаний, стремящихся к размещению акций за рубежом и приобретению зарубежных активов.
В таких условиях рынок готов простить Путину многое. Когда Биллу Браудеру (Bill Browder), одному из крупнейших иностранных инвесторов в Россию, бывшему некогда последовательным защитником политики Кремля, в ноябре 2005 г. был запрещен въезд в Россию под предлогом 'угрозы национальной безопасности', первой реакцией было беспокойство. В месяцы, последовавшие за этим решением, инвесторы вывели сотни миллионов долларов из его фонда Hermitage Capital Management. Но отток прекратился прошлым летом, и по итогам 2006 г. года прибыль Браудера, управляющего активами стоимостью в 3,4 миллиарда долларов, составила 39 процентов.
Браудер говорит, что в отношении России он сохраняет 'выборочный оптимизм', хотя теперь менее склонен связывать происшедшие в стране изменения исключительно с заслугами Путина. 'Моя логика такова, что развитие этого рынка объясняется ликвидностью, а силы, благодаря которым повышается ликвидность, никуда не делись', - говорит Браудер.
Высокая уязвимость
Скептики указывают на то, что в условиях господства на рынке добывающих компаний Россия остается крайне уязвима перед колебаниями цен на энергоносители. В этом году падение цен на нефть-сырец уже способствовало понижению индекса РТС на 5,7 процентов.
'При ценах на нефть в регионе на уровне 45 долларов за баррель, я не удивляюсь, если этот индекс упадет до 1200 пунктов', то есть примерно на треть по сравнению с максимальным закрытием в конце 2006 г., - говорит Джон-Пол Смит (John-Paul Smith), глобальный стратег фонда Pictet Asset Management, который вложил в активы на развивающихся рынках около 11 миллиардов долларов.
Часть проблемы состоит в том, что Путин мало делает для диверсификации российской экономики и снижения ее зависимости от экспорта энергоносителей. 'В прошлом инвесторы могли сделать скидку на дешевизну российских активов, - говорит экономист 'Альфа-банка' Крис Уифер. - Теперь им нужно знать, чем будет обеспечена прибыль в долгосрочном плане'.
Еще одна потенциальная угроза имеет политический характер. Некоторые аналитики отмечают, что хотя мало кто сомневается в победе на президентских выборах 2008 года кандидата, предложенного Путиным (его имя еще не названо), неопределенность вокруг передачи власти еще может создать беспокойство на рынке.
Но в прошлом ставка против Путина оказывалась для инвесторов проигрышной. 'В начале каждого года я заявлял, что в России прибыль никак не может составить более 30 процентов, - говорит Александр Шварцкопф (Alexander Schwarzkopf) из фонда Altima Partners, в управлении которого находятся активы стоимостью в 2,5 миллиарда долларов, причем четверть из них - российские. - Каждый раз оказывалось, что я ошибался'.