По мнению одного из лидеров политического движения 'Вперед, Грузия' Темура Шашиашвили, власть Саакашвили создала для себя легализованную оппозицию, которой управляет, как заблагорассудится. Мировое сообщество должно помочь Грузии провести демократические выборы, чтобы к власти пришли новые политические силы.
- Батоно Темур, как вы думаете, в Грузии оппозиция слаба, неспособна к борьбе или же власть популярна в народе и имеет высокий рейтинг?
- Грузия - страна парадоксов. Ошибочен взгляд, будто какая-либо страна может быть интересной и сильной, если власть там считает, что она сильна, а оппозиция слаба. Такого в природе не существует. В странах, идущих к демократии, или обе - и власть, и оппозиция - слабы, или обе сильны. Среди интеллигенции тоже бытуют настроения, что оппозиция слаба. Но в Грузии слаба не оппозиция, а партия власти. У нас нет даже признака демократии, скорее есть игра в демократию. А это хуже терроризма. Для Грузии терроризм - ложный национальный пафос, плюс игры в демократию и социальная демагогия - все это невиданно усилилось. Надо быть врагом страны, чтобы присоединить к Тбилиси села и назвать новый район Дидгорским, так же, как 'Союз граждан' (бывшая партия власти - прим.) назвать 'Национальным движением' (нынешняя партия власти - прим.). Фальсифицировано слово 'национальный', как и слово 'авторитет', которое сейчас отождествляют с воровским миром.
В Грузии сейчас не существует политической силы власти. Есть только коллективный президент. По моему мнению, коллективными президентами являются господа Саакашвили, Бокерия, Руруа. Все, что решит эта группа, безоговорочно выполняется парламентом и исполнительной властью. Это не означает ни демократии, ни силы. Сегодняшняя власть и при ней оппозиция, находящаяся в парламенте, сошлись в одном - не пускать в свой состав никого другого. В их руках должны находиться телевизионное пространство и основные рычаги, и новые силы они не приемлют. Власть считает, что у нынешней оппозиции она всегда сумеет выиграть, поэтому новая оппозиция ее не устраивает. В Грузии есть до ста личностей, которых не видно на телеэкране, потому что телевизионное пространство выстроено на 'героях'. А у газет нет силы, равной телевидению.
Благодаря одному телевизионному выступлению героем может стать человек, который в действительности ничего собой не представляет. К примеру, Окруашвили (бывший министр обороны - прим.) ничего, кроме побоев, в армии не делал, добывал деньги, а телевидение сотворило из него героя. А Ираклий Батиашвили, воплощение всего национального, абсолютно несправедливо сидит в тюрьме. И ни один политик не вспомнил, чтобы сказать - человек года - не Окруашвили, а Батиашвили.
Тем, что засадили его в тюрьму, что в тени находятся Ираклий Церетели и Тамар Чхеидзе, власти хотят доказать их связь с русскими силами, в то время как сами они связаны с этими силами.
Каждый грузин должен особенно внимательно прочесть Рождественскую эпистолу католикоса-патриарха. Эти размышления - плод не одного-двух дней. Основываясь на библейской философии, Святейший выразил свои серьезные соображения, которые отражают настрой паствы, всего грузинского общества.
Оппозиция должна объединиться в вопросе создания коалиционного правительства, а также упразднения источника всех бед - института президентства. Власть сейчас сконцентрирована в руках одного неуравновешенного человека. Когда дело имеют с такой личностью, напуганы все - и оппозиция, и позиция. Нынешнее руководство устраивает легализованная оппозиция - мечта любой диктаторской власти.
- Вы упомянули легализованную оппозицию. Имеете в виду представителей той оппозиции, которые вошли в парламент по спискам 'Национального движения', например, Давиташвили, Бердзенишвили, Дзидзигури и других?
- Не исключено, что эти люди действительно будут противостоять власти, но для нее всегда неприемлема другая сила, такая как 'Вперед, Грузия', как Темур Шашиашвили, Ираклий Батиашвили. Гия Кобахидзе, Дато Чеишвили и другие. Участвуя в выборах, я знал, что не смогу победить, но сказал избирателям: 'Принимайте участие', чтобы мы использовали эту трибуну и указали людям, что они допускают ошибку. Луиза Шакиашвили (бывший депутат парламента - прим.) сказала: я два раза ошиблась, один раз, когда боролась против Гамсахурдиа, второй, - когда поддержала Шеварднадзе. Поэтому не имею права находиться в политике. Но сегодня в политике полно людей, которые поддерживали Гамсахурдиа, потом переметнулись в лагерь Шеварднадзе и, восхваляя его, усилили тем самым власть. А потом, браня Шеварднадзе, смогли еще раз остаться во власти. В свое время превозносили Саакашвили, а теперь ругают и его. Если еще раз изберут Национальное движение, это погубит Грузию. Я говорю, что пусть изберут даже наших противников, лишь бы пришла другая политическая сила. Если весь мир не поможет нам провести демократические выборы, эти люди сами из власти не уйдут. Сегодня в Грузии выигрывает выборы не политическая сила, а тот, кто подсчитывает голоса. А подсчет голосов ведет Гогоришвили. И пока эта избирательная система сохранится в Грузии, демократические выборы не будут проведены.
- Власть уже объявила, что в 2008 году парламентские и президентские выборы будут проведены одновременно. Кого в рядах оппозиции вы считаете самой достойной кандидатурой на президентских выборах?
- Прежде всего, хочу сказать о том, почему власть хочет провести эти выборы вместе. Это самое злостное решение. Меня очень беспокоит, что оппозиция с этим смирилась Одна из причин, почему Саакашвили хочет провести совместные выборы, - опередить президентские выборы в США. Согласно Конституции, президентские выборы в Грузии приходятся на 2008 год, а парламентские должны быть проведены в нынешнем году. Саакашвили утверждает, что одновременно проведение выборов обойдется дешевле. Но ведь в соответствии с референдумом, число депутатов в новом парламенте должно сократиться наполовину. Таким образом получается, что если мы продлеваем полномочия нынешнему парламенту, его содержание обойдется государству значительно дороже, так как на каждого депутата в месяц уходит десять тысяч лари и за период продления полномочий парламента дополнительные расходы составят десять миллионов. С другой стороны, Саакашвили не боится сегодняшней легализованной оппозиции и убежден, что если выборы пройдут одновременно, он выиграет у этой оппозиции. А при раздельных выборах в парламентское большинство могут придти такие силы, которые выступят против института президентства и потребуют его упразднения. Если в парламент войдут даже десять таких депутатов, они имеют право потребовать проведения референдума по данному вопросу. Вот этого и опасается Саакашвили.
- На оппозиционном фланге созданы новые политические организации, например, Национальный форум, председатель которого Каха Шартава. Совсем недавно и Кока Гунцадзе, Каха Кукава, Гия Цагареишвили создали оппозиционное объединение. Как вы думаете, на президентских выборах у оппозиции будет ярко выраженный лидер?
- Не могу сказать. Я сторонник упразднения в Грузии института президентства, поэтому не буду касаться затронутого вами вопроса. Одно знаю точно: какой бы лидер ни стал президентом, сделал бы намного больше для блага страны, чем Саакашвили. Хочу, чтоб избиратели уже не поддержали существующую власть. Властью в Грузии завладели, с одной стороны, - соросовцы, с другой, - самая трудная часть мхедрионовцев и дети секретарей райкомов.