Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Балканский эндшпиль

Сербская демократия может споткнуться о Косово

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Балканах нелегко быть оптимистом. Вчера соседи Сербии сделали немало довольно храбрых заявлений, из которых следовало, что результаты проведенных там всеобщих выборов, на которых ультранационалисты выступили еще сильнее, чем раньше, не обязательно означают конец всех попыток увести Сербию с дороги к злобной самоизоляции

На Балканах нелегко быть оптимистом. Вчера соседи Сербии сделали немало довольно храбрых заявлений, из которых следовало, что результаты проведенных там всеобщих выборов, на которых ультранационалисты выступили еще сильнее, чем раньше, не обязательно означают конец всех попыток увести Сербию с дороги к злобной самоизоляции. Они указывают на то, что, хотя Радикальная партия, отказывающаяся признать потерю Косово, набрала 28 процентов голосов, Демократическая партия президента Тадича (Tadic) набрала 23 процента и в сумме с другими партиями, призывающими к выходу из политического тупика, до сих пор контролирует большинство мест в парламенте.

Успех ультранационалистов никак не повлиял и на позицию министров иностранных дел стран Европейского Союза, выразивших надежду на формирование проевропейского правительства. Правда, их надежду вряд ли кто-то увидит и услышит. Главный вопрос, определяющий политику в Белграде - это Косово. И компромиссом по этому вопросу пока даже не пахнет.

Еще восемь лет назад войска НАТО изгнали югославскую армию из провинции, населенную преимущественно албанцами. С того времени Косово находится в юридически подвешенном состоянии. Государственная власть в его пределах осуществляется по мандату Организации Объединенных наций, и область уже неоднократно требовала предоставления ей полной независимости от Сербии, но Совет Безопасности не решался санкционировать решение, способное спровоцировать новый виток националистического соперничества, и неизменно отказывал Косово. Для защиты сербского меньшинства, немало натерпевшегося и активнейшим образом сопротивляющегося независимости - что вполне естественно, - до сих пор необходимо присутствие натовских войск. Недавно решение этого вопроса было в очередной раз отложено, чтобы не давать сербским правым дополнительных козырей в предвыборной борьбе, но уже в ближайшую пятницу ожидается выступление специального представителя ООН Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari)с предложениями по окончательному статусу края. Рекомендации Ахтисаари практически наверняка сведутся к предоставлению Косово 'независимости под наблюдением'.

Сербские политики уже готовятся дать ответный бой. Президент Тадич предлагает возобновить прерванные в прошлом году переговоры с ЕС и одновременно попытаться вновь наладить отношения с соседями и более активно заняться поимкой участников боснийской войны, обвиненных в военных преступлениях. Однако чтобы не дать радикалам прийти к власти, ему необходимо вновь вступить в коалицию с еще действующим премьер-министром Воиславом Коштуницей (Vojislav Kostunica). Оба они, пусть и скрепя сердце, признали отделение Черногории в мае прошлого года. Оба осудили мрачное наследие режима Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic). Единственным камнем преткновения остается Косово.

Тадич не раз говорил сербам, что Косово, которое многие из них считают колыбелью своей истории, культуры и религии, уже, может быть, для них потеряно. Он не видит никакой возможности силой вернуть под сербскую власть два миллиона албанцев. С Коштуницей все по-иному: несмотря на то, что Милошевич был свергнут в основном именно его усилиями, по косовскому вопросу слова премьер-министра звучат словно эхо слов того же Милошевича: Косово должно остаться частью Сербии. Есть у него мощная поддержка и на международном уровне в лице России. Россия уже долгое время покровительствует Сербии и сама боится создавать прецедент отделения мятежной провинции. Так что самое большее, на что готов пойти Коштуница - это некая форма автономии.

Если Тадичу и Коштунице не удастся договориться между собой, по умолчанию к власти могут прийти радикалы. Для большинства сербов, как и для соседних с Сербией стран подобный исход станет, скорее всего, катастрофой и шагом назад в воинствующий и бесполезный изоляционизм, саботирующий любые попытки закрепления независимости на Балканах.

Де-факто край Косово уже независим от Сербии. Очередной перенос даты формализации этой независимости был бы мудрым шагом со стороны Запада - по крайней мере, до тех пор, пока Белград не удастся каким-то образом убедить принять сложившуюся реальность как факт. Этот шаг - неизбежные издержки, но на них, тем не менее, придется пойти, чтобы не допустить возобновления насилия в этом исторически взрывоопасном регионе.

___________________________________________________________

Выборы в Сербии подчеркивают страх Запада перед Россией ("The Financial Times", Великобритания)