Для России наиболее проблематичным является радиотехническое обеспечение системы противовоздушной обороны: сколь-нибудь быстро развернуть соответствующие подразделения вдоль белорусской границы невозможно.
С началом установления тесных отношений между двумя странами в 1996 году Россия не отрицала, что оказываемые ей Беларусью услуги в сфере обеспечения военной безопасности весьма значительны. Военное сотрудничество долгое время оставалось священной темой.
Первый тревожный звонок прозвучал в феврале 2004 года, когда Россия на некоторое время оставила союзника без газа. Вот тогда-то Александр Лукашенко и напомнил о военных услугах. Ситуация повторилась на рубеже 2006-2007 годов, когда большая политика опять вторглась в отношения военных.
Цену "военного козыря" эксперты оценивают в $20-25 млрд. Из чего складывается эта сумма?
В 1995 году были подписаны соглашения, закрепившие фантастически льготные условия нахождения в Беларуси двух военных объектов РФ - под Ганцевичами и Вилейкой. Здесь, правда, надо оговориться. Пойти на такие условия Минск подвигли сложные обстоятельства: долги за российский газ нарастали снежным комом, а платить было нечем.
В 5 миллиардов долларов США оценивается ядерное оружие, окончательно выведенное из Беларуси без каких-либо компенсаций в 1996 году. В $40 миллионов ежегодно обходится, как считают специалисты, содержание системы ПВО на западных границах союза. Содержание военных аэродромов, пограничной и таможенной инфраструктуры выливается еще в несколько десятков миллионов.
Ну, а главное слагаемое - та сумма, в которую влетело бы России воссоздание аналогов всего этого с нуля в случае разрыва союзнических отношений.
Естественно, что о "военном долге" Москвы Минску можно говорить лишь фигурально. Нынешнее положение оформлено договорами и соглашениями. В их числе - ратифицированное белорусской стороной в 1999 году соглашение о совместном с Россией использовании объектов военной инфраструктуры (пунктов управления войсками, системы инженерного оборудования местности, инфраструктуры сил ПВО, аэродромов, узлов и линий связи, полигонов, арсеналов, баз и складов).
Поэтому, если вести речь об урегулировании всего комплекса межгосударственных отношений на прагматичных, рыночных принципах, придется коренным образом переделывать нормативную базу сотрудничества в военной сфере.
И если Москва и Минск решатся на такой шаг, то, скорее всего, первыми подвергнутся ревизии соглашения 1995 года об условиях пребывания в Беларуси радиолокационной станции (РЛС) "Волга" системы предупреждения о ракетном нападении под Ганцевичами и радиостанции "Антей" около Вилейки. Эти соглашения заключены сроком на 25 лет.
Соглашение о РЛС предусматривает, что на время его действия Беларусь передает в пользование России недвижимое имущество станции, имевшееся до 1992 года, и земельный участок, на котором она расположена, без взимания всех видов налогов, кроме налогов, связанных с хозяйственной деятельностью. Кроме того, ввозить в Беларусь материально-технические средства, необходимые для ввода РЛС в действие (поставлена на боевое дежурство в 2003 году), ее использования и содержания, Россия имела и имеет право на беспошлинной основе. Взамен Россия предоставляет белорусской стороне на безвозмездной основе военные полигоны для проведения боевых стрельб войсками ПВО, информацию о ракетно-космической обстановке и содействует оснащению пунктов управления войсками ПВО Беларуси необходимой аппаратурой.
По соглашению об "Антее" Беларусь также передает на период его действия в пользование России недвижимое имущество радиостанции (имевшееся до 1995 года) и земельный участок, на котором она расположена, без взимания всех видов налогов, кроме налогов, связанных с хозяйственной деятельностью. Взамен российская сторона безвозмездно предоставляет белорусской информацию о порядке передачи сигналов Государственной системы единого времени и эталонных частот Российской Федерации с использованием радиостанции "Антей".
По истечении срока действия соглашений Россия должна вернуть принадлежащее Беларуси недвижимое имущество в пригодном для эксплуатации состоянии, остальное демонтировать и вывезти.
В случае намерения досрочно выйти из соглашений одна сторона должна уведомить вторую за 12 месяцев.
По оценкам экспертов, аренда РЛС "Волга" стоит около $5 миллионов долларов в год. В оценке стоимости аренды "Антея" мнения расходятся. Одни называют $7 миллионов, другие - $200 миллионов (в такую сумму России обходилась аналогичная радиостанция на Кубе).
Сегодня российские военные говорят о том, что им важны военные объекты на территории Беларуси, однако, если Минск выдвинет непомерные требования, Москва способна изыскать адекватные альтернативы.
В свое время РЛС "Волга" под Барановичами позволила России залатать дыру в системе предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в связи с потерей станции в Скрунде (Латвия) в 1998 году. Сейчас россияне говорят, что с полным вводом в строй в конце этого года РЛС "Воронеж" в Лехтуси под Санкт-Петербургом "Волга" в Беларуси может потерять свое стратегическое значение.
Резон в этом действительно есть, поскольку зоны ответственности обеих станций практически идентичны - от северной Атлантики до северо-запада Африки. На опытно-боевое дежурство РЛС "Воронеж" поставлена в конце декабря 2006 года. Новый принцип построения станции, оперативность, с которой она была введена в эксплуатацию, уже позволили российскому военно-политическому руководству заявить о намерении отказаться от аренды устаревших узлов СПРН, действующих сейчас в странах СНГ.
По словам российских военных, есть чем подстраховать и вероятную потерю пункта управления подводными лодками под Вилейкой. Согласно информации бывшего начальника главного штаба ВМФ РФ адмирала Виктора Кравченко, однотипные радиостанции имеются под Новгородом и Краснодаром. В то же время он признает, что "Антей" является "необходимым, важным (...) звеном в системе управления подводными силами". Дело в том, что у каждой станции - своя зона ответственности. "Антей" специализируется на регионе Атлантики и Северного Ледовитого океана, и, по мнению экспертов, заменить его также оперативно, как "Волгу", России вряд ли удастся.
С другой стороны, не трагичным для обеих сторон выглядит и вариант перехода к цивилизованным отношениям при эксплуатации "Волги" и "Антея". Россия, безусловно, в состоянии платить за их нахождение в Беларуси. Минск при этом потеряет возможность бесплатно тренироваться на российских полигонах, но платить за это в состоянии даже Таджикистан и Узбекистан. Средства на боевую подготовку войск ПВО в белорусской казне, безусловно, найдутся.
Другое дело - полный разрыв соглашений. Закрыв "Волгу" и "Антей", Беларусь не получит ничего, кроме разукомплектованного радара, который вряд ли можно приспособить под что-либо конверсионно-полезное, и огромного антенного поля с мощнейшим излучателем, работающем в диапазоне сверхдлинных волн. Правда, от узла связи может остаться (в случае если был установлен до 1995 года) еще и автономный источник питания, способный обеспечить электроэнергией чуть ли не всю промышленность Вилейского района. Наконец, в результате закрытия российских военных объектов сотни граждан Беларуси потеряют работу.
Что касается других аспектов военного сотрудничества, которые могут стать картой в политико-экономическом споре Минска с Москвой, то для России, наверное, наибольшей проблемой является радиотехническое обеспечение системы противовоздушной обороны.
В один момент развернуть радиотехнические подразделения вдоль белорусской границы невозможно. Реализация программы создания единой автоматизированной радиолокационной системы, которая объединит технические и финансовые возможности всех ведомств, обладающих средствами радиолокации, завершится только в 2010 году. И не факт, что в ней учтены сегодняшние реалии. Что уж говорить о создании полноценной ПВО на глубине от Смоленска - Брянска до Москвы!
Поэтому торговаться Минску можно. Только, не перегибая палку.