Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разочарование - потому что экстремистско-националистическая Радикальная партия Воеслава Шешеля увеличила свою долю голосов и останется самой крупной партией в сербском парламенте. Надежды на то, что популярность Радикальной партии удастся снизить, объявив Сербии международное 'общественное порицание', оказались безосновательными

Глядя на результаты выборов в Сербии, испытываешь практически в равной степени и облегчение, и разочарование.

Разочарование - потому что экстремистско-националистическая Радикальная партия Воеслава Шешеля (Vojeslav Seselj) увеличила свою долю голосов и останется самой крупной партией в сербском парламенте. Надежды на то, что популярность Радикальной партии удастся снизить, объявив Сербии международное 'общественное порицание', оказались безосновательными. Суд над Шешелем в Гааге, как и смерть бывшего президента Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic), умершего в прошлом году в камере гаагского трибунала, оказали на Сербию скорее обратное действие.

Повод испытать облегчение тоже имеется: даже усилив свое присутствие в парламенте, Радикальная партия все равно не смогла в одиночку сформировать парламентское большинство, и ее лидеры признают, что останутся в оппозиции. Что касается других партий, то особенно хорошо выступила Демократическая партия президента Бориса Тадича (Boris Tadic): ее доля практически удвоилась. Существует высокая вероятность того, что эта партия вступит в коалицию с Демократической партией Сербии, во главе которой стоит действующий премьер-министр Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica). Конечно, потом этим двум партиям еще предстоит объединиться с какой-нибудь третьей небольшой партией, чтобы сформировать реальную коалицию, но общие контуры возможного объединения понятны уже сейчас.

И все же пусть те, кто облегченно скажет, что наконец-то сербские избиратели отвергли экстремистский национализм, осторожно относятся к таким оценкам: на самом деле эти выборы практически ничего не решили. Политическое поле Сербии остается таким же раздробленным, как раньше.

Наиболее рискованная ситуация возникнет, если переговоры о создании коалиции окажутся более сложными и, таким образом, более продолжительными, чем все ожидают сейчас, так как в этом случае в стране будет укрепляться атмосфера нестабильности. Что касается более долгосрочной перспективы, то здесь такая ситуация чревата приходом к власти слабого правительства, составленного из слишком противоречивых фигур, чтобы они могли эффективно осуществлять властные полномочия. И, что самое главное, две демократические партии разделяет вопрос, темной тучей накрывающий весь политический горизонт страны - вопрос об окончательном статусе Косово.

На этой неделе со своими предложениями по статусу Косово должен выступить специальный представитель ООН. Хотя официально Косово остается областью Сербии, проживающее там албанское большинство почти полностью бойкотировало выборы. Власти Косово требуют полной независимости; Сербия же готова предоставить только широкую автономию при сохранении Косово внутри своих границ. В принципе, независимость Косово станет горькой пилюлей для любого сербского правительства, но Демократическая партия Сербии занимает по этой проблеме гораздо более жесткие позиции, чем Демократическая партия. Теперь из-за наличия сильной националистической оппозиции картина еще более осложняется.

Сербия остается за бортом международных процессов именно из-за Косово, а также из-за того, что до сих пор на свободе остается генерал Ратко Младич (Ratko Mladic), выдачи которого требует гаагский Международный уголовный трибунал ( в тексте International Criminal Tribunal - прим. перев.). От того, как решатся оба эти вопроса, во многом зависит продвижение Сербии в Европейский Союз. После выборов надежда на их решение не умерла; оживет ли она с новой силой - зависит от того, как будет действовать новое правительство страны.

_______________________________________

У Сербии есть шанс ("The Financial Times", Великобритания)

Выборы в Сербии подчеркивают страх Запада перед Россией ("The Financial Times", Великобритания)