Несмотря на некоторое замедление темпов роста в США, динамичное развитие мировой экономики продолжается, оправдывая оптимистичные прогнозы некоторых специалистов, звучащие в последние два года. Во многом это происходит благодаря так называемым 'странам БРИК' (Бразилии, России, Индии и Китаю) - крупнейшим государствам с развивающейся рыночной экономикой.
Прошло чуть больше пяти лет с тех пор, как мы, аналитики Goldman Sachs, впервые ввели эту аббревиатуру в оборот, утверждая, что процесс выработки глобальной экономической политики нуждается в радикальном реформировании, чтобы он мог лучше отражать нынешнее и будущее устройство мировой экономики. За прошедшие годы были согласованы незначительные изменения в структуре Международного валютного фонда, а Китай и другие страны БРИК стали приглашать на некоторые мероприятия в рамках встреч 'большой семерки' передовых промышленно развитых стран, и 'группы восьми'. Но этим, собственно, перемены и ограничиваются.
К счастью, все эти годы мощный рост в странах БРИК прямо или косвенно способствовал укреплению мировой экономики. Тем не менее задачи, связанные с возросшим значением этих стран, в рамках нынешней системы управления мировой экономикой решить невозможно.
Среди проблем, требующих решения - вопросы доступа к энергоносителям и другому сырью, а также бесперебойности поставок, необходимость сбалансировать потоки капитала в мировом масштабе, подключение всех стран к процессу глобализации, и, конечно, выработка реального плана по сокращению выбросов парниковых газов. Последний из перечисленных вопросов, о важности которого нам вновь напомнил обнародованный в Великобритании доклад сэра Николаса Стерна о климатических изменениях [Nicholas Stern - бывший главный экономист Всемирного банка. В докладе, подготовленном по заказу британского правительства, говорится о тяжелейших последствиях изменения климата для мировой экономики - прим. перев.], вряд ли может быть решен, если ведущие развитые и развивающиеся страны не задумаются всерьез, наряду с другими важнейшими экономическим проблемами, и о глобальном потеплении.
Часто приходится слышать, что объединение стран БРИК в одну категорию носит искусственный характер, поскольку в экономическом плане у них мало общего. Это не так. Благодаря своим людским ресурсам каждая из этих четырех стран способна в ближайшие 30 лет сравняться с любой из крупнейших в экономическом отношении держав сегодняшнего мира. Если же мы помножим численность населения стран БРИК на их производственный потенциал, напрашивается вывод о том, что к 2035 г. по совокупному ВВП они могут превзойти 'большую семерку'. Другие крупные государства с развивающейся рыночной экономикой таким потенциалом не обладают.
Внутри самой группы БРИК особое место занимает Китай: это становится очевидным, если оценить масштаб его экономического 'взлета'. За последние пять лет Китай по объему ВВП уже обогнал Италию, Францию и Великобританию, а в ближайший год скорее всего превзойдет и Германию, хотя дела в ее экономике и пошли лучше.
Китай должен самым непосредственным образом участвовать в выработке глобальной экономической политики - об этом свидетельствует, в частности, состоявшийся в середине декабря весьма примечательный визит в Пекин американской делегации, в которую входили министр финансов Хэнк Полсон (Hank Paulson), председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке (Ben Bernanke), и еще как минимум пять членов правительства США.
Тот факт, что Индия обладает гигантским потенциалом, также уже получил широкое признание, однако многие ошибочно считают, что Бразилия и Россия не заслуживают места в этой компании. Но если Россия и Бразилия по своему потенциалу несравнимы с Китаем, то кто тогда сравним? Уж точно не Италия или Франция. Последние пять лет Россия вносит не меньший вклад в мировой экономический рост, чем Индия (в пересчете на доллары США по нынешнему курсу он составляет треть от совокупного вклада стран зоны евро), а по объему золотовалютных резервов (300 миллиардов долларов или 152 миллиарда фунтов) она превзошла все государства зоны евро вместе взятые.
С учетом перспективы дальнейшего динамичного роста экономики стран БРИК, который неизбежно будет сопровождаться проблемами с доступом к сырьевым ресурсам и стабильностью энергопоставок, а также растущую тревогу Запада в связи с 'взлетом' этой четверки, западным лидерам следует смело выступить за ускорение институциональной реструктуризации 'большой семерки', 'группы восьми', МВФ и других органов управления мировой экономикой. Это позволит сохранить нынешнюю благоприятную экономическую ситуацию в глобальном масштабе. Давайте сделаем так, чтобы нам не пришлось вспоминать о сегодняшнем дне как о периоде упущенных возможностей.
Кое-кто, конечно, возразит: зачем так беспокоиться о 'семерке', МВФ и тому подобных институтах - ведь сегодня они почти не влияют на развитие мировой экономики? Конечно, чем дольше они просуществуют в своем нынешнем формате, тем больше сомнений будет вызывать необходимость этих органов. Несомненно, целесообразнее было бы реформировать эти институты, что позволит им не только выполнять полезные функции, но и поставит перед ними новую цель - решать проблемы, которые неизбежно возникнут в перспективе. С 2000 года вклад стран БРИК в мировой экономический рост составляет более трети, а вместе с США на их долю приходится до 60% от общемирового ВВП. Таким образом, было бы логично хотя бы предоставить им ту же роль в разработке экономической политики, что сегодня играют японцы, канадцы и европейцы.
Автор - глава отдела Goldman Sachs по исследованию мировой экономики