Америка и Китай как ключевые игроки мировой экономики должны совместно выработать глобальную программу. На возможность этого указывает новый стратегический экономический диалог, инициированный Китаем в отношениях с США, Индией, Японией и Южной Кореей.
Пока внимание СМИ сконцентрировано на оценке китайской валюты. Прогресс по данному вопросу создаст ощущение справедливой конкуренции. Однако китайско-американская программа должна быть шире. Одни шаги могут подготовить переход Китая к гибкому обменному курсу. Другие создадут основания для того, чтобы две важные экономики укрепляли глобальное благосостояние и пожинали его плоды.
Понятно, что Китай интересуют, прежде всего, вызовы его собственной внутренней политики, на которые необходимо дать ответ. Тем не менее, его лидеры признают, что развитие Китая зависит от ситуации на мировом рынке. В свою очередь, власти США должны показать американской общественности, что экономический рост Китая создает новые возможности, и что Китай примет на себя часть международной ответственности.
Успешная стратегия должна будет открыть двери для США и других стран, поддерживая развитие Китая и стимулируя Китай к сохранению стабильности международной экономической системы, с которой связан ее рост. Взгляните на ключевую проблему Китая: усилия по созданию 'гармоничного общества'. Китайские лидеры стремятся к сбалансированности - между побережьем и внутренними районами, городами и селом, богатыми и бедными, окружающей средой и экономическим ростом. Китай пытается стимулировать потребление, отчасти для того, чтобы снизить высокий уровень сбережений, которым объясняется нынешнее активное сальдо платежного баланса страны.
Америка может оказать помощь в проведении этих реформ. Американские компании могут способствовать развитию китайской провинции и подключению ее к глобальным сетям снабжения. Благодаря американской сельскохозяйственной продукции могла бы снизиться стоимость продовольствия, когда китайские крестьяне начнут приобретать товары с более высокой добавленной стоимостью. Американские компании розничной торговли могут помочь китайским потребителям - как и американским семьям - получать товары более высокого качестве по более низкой цене.
Во-вторых, высокий уровень сбережений в Китае объясняется дезинтеграцией старой системы социального обеспечения. При политике 'одна семья - один ребенок' и увеличении продолжительности жизни Китай может постареть раньше, чем разбогатеет. Ему принесет пользу участие американского частного сектора в создании системы здравоохранения и пенсионной системы.
В-третьих, за высоким уровнем инвестиций в Китай скрывается тот факт, что прибыльность инвестиций сокращается в связи с неэффективным размещением капитала. Китай начинает дополнять свою реформу коммерческих банков мерами по усилению рынка страхования и ценных бумаг, развитию рынка облигаций и укреплению сектора услуг по реализации активов. Осуществляемые надлежащим образом, эти планы дадут американским и другим зарубежным компаниям возможности для создания необходимых предпосылок к открытию китайских рынков капитала и высвобождению китайской валюты. Этот шаг позволит центральному банку Китая полагаться на инструменты монетарной политики для сдерживания неизбежных колебаний вместо того, чтобы быть привязанным к ориентирам по обменным курсам.
В-четвертых, у Китая и США общие интересы в области энергетики и охраны окружающей среды. Оба государства нуждаются в развитии ядерной энергетики, внедрении чистого угля и возобновляемых ресурсов. Обоим нужно повышать энергосбережение. Обоим нужно координировать вопрос о поставках энергоресурсов с зарубежными партнерами для того, чтобы успешно выходить из кризисов. Обоим нужна защита узлов транспортной энергетики.
В-пятых, Китай хочет построить 'экономику знания'. Это создает взаимный интерес к защите интеллектуальной собственности и препятствует незаконному использованию торговых марок. Существует потребность в образовательных услугах, в том числе, инновационных информационных технологиях. Следует стимулировать Китай к участию в развитии международных технологических стандартов вместо использования собственных стандартов для защиты от конкуренции.
В-шестых, по мере выхода китайских компаний на глобальный уровень, обе страны будут заинтересованы в открытой, справедливой и прозрачной инвестиционной политике. От китайских компаний потребуется повышение эффективности корпоративного управления, прозрачности и ориентации на частный капитал. Когда китайские компании инвестируют в развивающиеся рынки, они должны придерживаться стандартов устойчивого развития и эффективного управления.
Наконец, Китай может быть ответственным участником международных режимов в области экономики, здравоохранения, охраны окружающей среды и энергетики. Поскольку новый глава Всемирной организации здравоохранения является представителем Китая, Китай может задать стандарт в практике борьбы с инфекционными и хроническими заболеваниями, а также пандемиями. Китай мог бы способствовать ужесточению борьбы с торговлей редкими видами и вступить в Международную организацию по тропической древесине. Будучи крупным инвестором в экономику Судана, он мог бы оказать давление на Хартум с тем, чтобы он допустил миротворцев ООН в Дарфур. Будучи одним из государств, которым выгодна глобальная система торговли, Китай должен играть более активную роль в приведении к логическому завершению раунда Дохи в переговорах о торговле.
У Китая особое отношение к истории возвышения держав. Его собственная история контрастирует с примерами прошлого. Китай хочет, чтобы его экономический подъем дополнял, а не замещал существующий порядок. Если США и Китай признают стратегическую выгоду управления этой трансформацией, они могут разработать программу, которая позволит укрепить доверие в обеих странах и за рубежом.
Автор - бывший торговый представитель США и заместитель государственного секретаря. В настоящее время он вице-президент Goldman Sachs Group и регулярный автор FT.
_______________________________________________
Мир глазами Китая ("The New York Times", США)