Во вторник Верховный суд Российской Федерации подтвердил решение суда низшей инстанции о ликвидации Общества российско-чеченской дружбы - финансируемой Западом организации, которая оспаривала кремлевскую интерпретацию продолжающегося конфликта в Чечне.
Руководство общества назвало решение жутким примером того, как правительство использует недавно принятый закон о неправительственных организациях для подавления деятельности, противоречащей официальной политике. Общество, располагавшее сетью корреспондентов и активистов в Чечне, республике на юге России, вело мониторинг нарушения прав человека российскими войсками и их чеченскими союзниками.
Оксана Челышева, член руководства общества, пообещала оспорить решение суда: 'Мы намерены обратиться с нашим делом в Европейский суд по правам человека и, возможно, наш Конституционный суд'.
В феврале прошлого года сопредседатель общества Станислав Дмитриевский был обвинен в разжигании межнациональной розни за публикацию в бюллетене общества заявления лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова, призывавшего к проведению переговоров для завершения конфликта в Чечне. Еще одна публикация, на основании которой общество было привлечено к ответственности - это критический в отношении Кремля комментарий проживающего в Лондоне чеченского сепаратиста Ахмеда Закаева.
Масхадов, причастный, по утверждениям официальных лиц, к захвату заложников в Беслане на юге России в 2004 г., в ходе которого погиб 331 человек, в том числе, 186 детей, был ликвидирован российскими войсками в марте 2005 г. Вскоре после этого в ежемесячном бюллетене общества был помещен портрет сепаратиста в траурной рамке, что разозлило российских чиновников и вызвало недоумение других российских правозащитников.
Суд Нижнего Новгорода, где расположено общество, приговорил Дмитриевского к двум годам лишения свободы условно.
Закон о некоммерческих организациях, подписанный президентом Владимиром Путиным в январе 2006 г., запрещает лицам, осужденным за экстремизм, возглавлять такие организации или быть их членами.
Позже в отношении Общества российско-чеченской дружбы вновь проводилось разбирательство в связи с тем, что оно не исключило Дмитриевского из состава своих членов. Более того, общество было обязано публично осудить Дмитриевского, но делать это оно отказалось.
Судебная атака на организацию вызвала протесты в Западной Европе и Соединенных Штатах. В январе этого года группа западных политиков и интеллектуалов обратилась к Путину с открытым письмом, призвав его разрешить группе продолжать работу.
'Как сам факт публикации заявлений лидеров сепаратистов по столь непопулярному вопросу, так и содержание упомянутых заявлений не могут быть квалифицированы как проявление экстремизма в большинстве западных стран, - говорится в письме, которое, в частности, подписали члены Европейского парламента. - Более того, наблюдая поток по-настоящему экстремистских материалов, практически ежедневно появляющихся в российских СМИ, и не вызывающих нареканий со стороны работников прокуратуры, можно сделать вывод, что в данном случае налицо избирательное применение закона с целью заставить ОРЧД замолчать'.
Общество российско-чеченской дружбы функционировало почти исключительно на средства Европейского Союза, американского Национального фонда поддержки демократии и министерства иностранных дел Норвегии.
Челышева заявила, что ее группа будет пытаться возобновить свою деятельность в России в другой форме.