Где-то по дороге от косовской войны 1999 г. к нынешним дискуссиям в западных столицах вокруг будущего населенной преимущественно албанцами сербской провинции Косово история Балкан встала с ног на голову.
С Сербией, бывшей агрессором в той войне и трех предшествовавших ей вооруженных конфликтах, обращаются теперь как с потерпевшей стороной. Косоварам, ставшим сначала жертвами апартеида Слободана Милошевича, а затем - его этнических чисток, теперь предлагают повременить с мечтами о свободе. Американцы, положившие конец кровавому маршу Сербии по региону, передали дипломатическое руководство на Балканах слабым и разобщенным европейцам.
Посему мала надежда на то, что переговоры об 'окончательном статусе' Косово, вступающие в свою последнюю фазу, станут достойным завершением многолетних усилий международного сообщества, которое стремилось успокоить бурлящие Балканы военными и экономическими методами. В ближайшие две недели эмиссар ООН Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari) поделится своим видением будущего Косово с косоварами, сербами и ключевыми дипломатическими игроками. По данным наших источников, он сделает все для того, чтобы умиротворить сербов и не оправдает надежд косоваров.
Тон был задан, когда Ахтисаари, бывший президент Финляндии, отложил обнародование своего проекта, намеченное на конец 2006 г., чтобы не навредить прозападным партиям, участвовавшим в прошлые выходные в парламентских выборах. Но это им мало помогло: большинство голосов набрала ультранационалистическая партия, которую номинально возглавляет военный преступник, находящийся в тюрьме и ожидающий суда Гаагского трибунала.
Делая сербам очередную поблажку, Ахтисаари предложит косоварам куда более короткий поводок, чем предполагалось в прошлом году, когда переговоры только начинались. Угрозы России и колебания некоторых европейцев были еще одной причиной, по которой 'международное сообщество' умерило амбиции относительно независимости Косово.
Вероятно, слово 'независимость' не появится в документе Ахтисаари, и Косово не получит твердый график обретения полного суверенитета. Вместо этого нынешний план призывает к созданию переходной структуры, которая будет действовать на протяжении неопределенного периода и в рамках которой под пристальным наблюдением иностранцев власть будет переходить в руки косоваров. Вместо администрации ООН, действующей уже восемь лет, будет создано Бюро или Миссия международного сообщества, которую возглавит дипломат от ЕС (кто это будет - еще не решено). Это новое бюро сможет налагать вето на законопроекты и смещать тех избранных политиков, чью деятельность оно сочтет противоречащей 'мирному процессу'. Оно будет похоже на Бюро Высокого представителя по Боснии и Герцеговине.
Если ЕС и США не жалко потратить миллиарды долларов в ближайшее десятилетие (а то и не одно) на очередного балканского иждивенца, то именно Боснию им следует выбрать в качестве модели. Продвигая боснизацию Косово, план Ахтисаари узаконивает существующие разделительные линии по этническому признаку. Небольшие сербские анклавы получат особые полномочия, благодаря которым на них не будет распространяться контроль столицы - Приштины. Поэтому, даже если Косово сможет назвать себя независимым государством, то и не мечтайте, что оно станет унитарным.
Косовары считали, что суверенитет в любом случае будет ограниченным, но не до такой степени. Их политики только навредили своему делу неэффективным администрированием в немногих сферах самоуправления, отданных в их ведение ООН - прежде всего, в области образования и здравоохранения. Проблемой косоваров остается неспособность создать безопасную среду для сербского меньшинства. Кстати, позволить косоварам быстрее дорасти до самоуправления можно менее навязчивой 'опекой' и предложением четких стимулов - таких, как членство в ЕС и НАТО.
В то же время, предложение, выносимое на обсуждение, отражает серьезное непонимание сербской политики. Демоны национализма не исчезнут, если Ахтисаари погладит их по голове. Как показали прошедшие выборы, значительная часть сербского электората никогда не смирится с потерей Косово. Реформаторы тихо подталкивают Ахтисаари к тому, чтобы он как можно скорее покончил с косовской проблемой и позволил сербам сосредоточиться на превращении своей страны в современное преуспевающее европейское государство. Но вместо этого ЕС потакает сербскому комплексу незаслуженно обиженной жертвы, откладывает неизбежное и позволяет националистам пользоваться косовской проблемой в своих интересах.
При идеальном раскладе Совет Безопасности подтвердил бы формальную и фактическую независимость Косово, сохранив некоторые механизмы контроля и войска НАТО на его территории. Россия угрожает наложить вето, если Ахтисаари предложит такой вариант. Блеф Москвы можно раскрыть, и было бы полезно зафиксировать ее обструкционизм. Более вероятно, что Совет Безопасности весной примет несколько видоизмененный план Ахтисаари. Тогда Косово сможет провозгласить независимость и стремиться к международному признанию. Вероятно, Сербия попытается этому воспрепятствовать, но Вашингтон и главные европейские столицы могут, признав Косово, пресечь эти попытки. Сербия потеряла моральное и юридическое право на Косово после войны 1999 г.
Хотя Косово страдает от общебалканских бед, каковыми являются организованная преступность и бедность, там много молодых предприимчивых людей. Однажды оно может стать успешным небольшим свободным государством. Для того, чтобы начать строительство этого государства, Косово нуждается в реформах. Чем раньше к ним приступят, тем лучше для всех заинтересованных сторон и не в последнюю очередь - для сербов.
________________________________________
Балканский эндшпиль ("The Times", Великобритания)
Выборы в Сербии подчеркивают страх Запада перед Россией ("The Financial Times", Великобритания)