Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мир в 2007 году: масса проблем, ожидающих решения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда первый Генсек ООН Трюгве Ли уходил со своего поста, он предупредил преемника, что тот пришел на 'самую невыполнимую в мире работу'. Новый Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун имел все основания, чтобы вспомнить те слова, когда в начале 2007 года он занял свой пост

Когда первый Генсек ООН Трюгве Ли (Trygve Lie) уходил со своего поста, он предупредил преемника, что тот пришел на 'самую невыполнимую в мире работу'. Новый Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Ban Ki-moon) имел все основания, чтобы вспомнить те слова, когда в начале 2007 года он занял свой пост.

Он не испытывает недостатка в тревожных проблемах, ждущих своего решения. В наступившем году Новый Генсек вполне может столкнуться с кризисами, связанными с ядерными амбициями Ирана и Северной Кореи. Конфликт в Дарфуре продолжает демонстрировать беспомощность Организации Объединенных Наций. ООН также занята выполнением сложной и рискованной миссии в Ливане. Война в Ираке усиливается и может распространиться на другие страны Ближнего Востока. Через несколько месяцев ООН придется принимать окончательное решение о статусе Косово - а данный вопрос вызывает жесткие противоречия между Россией и странами Запада. И это только политические проблемы. А ведь многие люди надеются на то, что ООН пойдет в авангарде решения вызывающих постоянное беспокойство экологических, социальных и экономических проблем - климатических изменений, ВИЧ/СПИДа и глобальной бедности.

Пан Ги Мун возглавил ООН в тот момент, когда она в определенном плане оказалась как никогда востребованной. С 1998 года в шесть раз увеличилась численность миротворцев и военных наблюдателей ООН, размещенных в самых разных частях планеты.

Однако организация, которую возглавил Пан Ги Мун, за последние годы испытала на себе также и град деморализующих ударов. Разногласия по Ираку нанесли серьезный ущерб взаимоотношениям ООН и правительства США. Трагично то, что в результате теракта в Багдаде в 2003 году погибли многие лучшие представители ООН. Скандал из-за программы 'Нефть в обмен на продовольствие', а также разоблачения миротворцев с мандатом ООН, которые были причастны к преступлениям на сексуальной почве, запятнали репутацию этой организации.

В США ООН обычно высмеивают, называя ее коррумпированной, неэффективной и раздутой организацией. И легитимность ООН готовы открыто оспорить не только американцы. Многие развивающиеся страны заявляют, что властные структуры ООН, нашедшие отражение в Совете Безопасности, относятся к ним с таким предубеждением, что ее больше нельзя считать легитимным выразителем интересов мирового сообщества.

Так что же делать Генеральному секретарю? Люди из ооновских кругов обычно называют образцом для подражания шведского дипломата Дага Хаммаршельда (Dag Hammerskjold), который завоевал репутацию независимого и активного руководителя ООН, а также весомый моральный авторитет. После Хаммаршельда, который сделал максимум возможного для выполнения своей роли 'светского Папы Римского', идет, пожалуй, Кофи Аннан. В 2001 году Кофи Аннан и ООН были удостоены Нобелевской премии мира. Но второй срок пребывания на посту Генсека оказался для Аннана гораздо более тяжелым. Поэтому, когда пришло время назначить нового Генерального секретаря, мировые державы не испытывали большого желания заполучить второго 'светского Папу'. Вместо этого они искали администратора и посредника, и именно такого человека они получили в лице Пан Ги Муна.

Пан Ги Мун начал свою деятельность незаметно. Он неохотно показывает свое отношение к крупнейшим мировым проблемам. Один высокопоставленный западный дипломат, которого спросили, считает ли он Пан Ги Муна непроницаемой личностью, ответил так: 'Он тщательно контролирует свою проницаемость'. Прежние назначения нового Генсека показали его осмотрительность и не дают никаких оснований говорить о его страстном стремлении перетряхнуть весь механизм ООН. Пока что концепция 'реформирования ООН' остается популярной и заслуживающей внимания, но она также дьявольски трудновыполнима. Многие самые важные проблемы носят глубоко политический характер. Один высокопоставленный чиновник ООН утверждает, что отсутствие реформ в Совете Безопасности, чьи пять постоянных членов, обладающих правом вето, были назначены еще в 1945 году и с тех пор присутствуют там неизменно, это 'раковая опухоль' всей системы. Он считает, что без изменений в Совете Безопасности развивающиеся страны и впредь будут топтать ногами реформу управления ООН. Однако пока все попытки добиться договоренности о реформе СБ ООН терпят неудачу. Но на политическом фронте Пан Ги Муну еще может сопутствовать успех.

Противоречия 'холодной войны', которые вызывали паралич в деятельности ООН, остались в прошлом. Одна из причин, по которой Организация Объединенных Наций сегодня способна выполнять более широкий круг задач, заключается в том, что крупные мировые державы легче договариваются друг с другом в Совете Безопасности. Опыт Ирака был настолько болезненным, что члены СБ ООН стремятся сейчас по мере возможности избегать любой подобной конфронтации.

Недавно организации удалось согласовать резолюции по очень трудным вопросам, связанным с Ираном и Северной Кореей. Если подобный политический климат сохранится, Пан Ги Мун сможет играть ту роль закулисного посредника, которая для него как нельзя больше подходит. Однако опыт подсказывает, что раньше или позднее - скорее всего, раньше, разразится крупный кризис, который внесет раскол в отношения между мировыми державами. Наиболее вероятными кандидатами на роль провокаторов такого кризиса в текущем году являются Иран и Косово.

Когда наступает кризис глобального масштаба, люди зачастую инстинктивно начинают надеяться на то, что Генеральный секретарь ООН сыграет роль 'светского Папы' и воспользуется своей силой убеждения и моральным авторитетом для поиска решения. Однако как только мировые державы начинают хватать друг друга за глотку, систему ООН обычно разбивает паралич, и она становится бессильной. И возможно, уже скоро Пан Ги Мун поймет, почему его работу называют 'самой невыполнимой в мире'.

___________________________________________________

Уравнение с изменяющимся балансом сил России ("The International Herald Tribune", США)