Европа опять переживает периодически случающийся с ней приступ страха по поводу будущего. Несмотря на высочайшее качество жизни подавляющего большинства населения в странах Евросоюза, европейцев настойчиво преследует мысль о снижении темпов развития их региона по сравнению с остальным миром.
Медленные темпы экономического роста, высокий уровень безработицы, ожесточенные споры между руководителями ЕС по поводу приоритетов и бюджета Евросоюза, а также тот факт, что избиратели Голландии и Франции в 2005 году отвергли общеевропейскую конституцию - все это усиливает впечатление, что Европа недовольна сегодняшним днем и не уверена в дне завтрашнем. Грозное присутствие на горизонте авторитарной и богатой энергоресурсами России, а также поразительная динамичность в развитии экономик азиатских стран вызывает тревогу у жителей Западной Европы. Один из лидеров деловых кругов Великобритании весело шутит по этому поводу: 'Китай съест наш завтрак, а Индия съест наш обед'.
Многие сторонние наблюдатели дают не менее мрачные прогнозы. Американец Уолтер Лакер (Walter Laqueur), давно уже анализирующий происходящее в Европе, недавно опубликовал книгу под названием 'Последние дни Европы: Меняющийся облик континента' (The Last Days of Europe: The Changing Face of a Continent). По его мнению, Европа обречена на упадок, что вызвано снижением рождаемости на континенте и усиливающейся радикализацией ее мусульманского населения из числа иммигрантов.
'Через 50 лет в США будет более 400 миллионов жителей, в то время как население Европы будет меньше, чем население Пакистана, а может быть, даже и Нигерии, - заявил он в своем последнем интервью организации World Security Network, - кто будет работать на европейских заводах и фабриках? Кто будет служить в армии в странах Европы - те, кому за сорок? Эта тенденция имеет как политические, так и экономические последствия. Место Европы в современном мире становится все менее значительным'.
Долговременная нагрузка на уютные европейские государства всеобщего благоденствия - факт вполне реальный. И все же поводов для пессимизма в 2007 году будет, видимо, меньше. Как часто говорит глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (José Manuel Barroso), Европа действительно сталкивается с многочисленными серьезными проблемами, но он не хотел бы променять эти проблемы ни на чьи другие.
Взглянем на экономику. В последние месяцы экономические показатели еврозоны удивляют наблюдателей своим улучшением. Как отмечалось в последнем докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по еврозоне, появились обнадеживающие признаки того, что экономический подъем обретает все более широкий базис, поскольку к нему присоединяется все больше и больше участников. Впервые с 2001 года уровень безработицы опустился ниже отметки в 8 процентов.
ОЭСР сегодня прогнозирует для еврозоны на 2007 и 2008 годы темпы экономического развития в 2,25 процента. Конечно, это довольно скромный показатель по сравнению с другими регионами мира, хотя, если оценивать его в расчете на душу населения, разрыв будет не столь значительным. ОЭСР неоднократно объясняла, как еврозона может увеличить эти темпы роста. Она заявляет, что сегодня на повестке дня стоят вопросы создания более гибких и подвижных рынков рабочей силы, более конкурентоспособных рынков продукции, а также более интегрированных финансовых рынков. Сегодняшнее оздоровление также дает великолепную возможность многим странам, в первую очередь, Италии, Франции и Германии, для установления контроля над раздутым государственным финансированием.
Обозначить необходимые реформы довольно просто. Гораздо сложнее их реализовать. Правительства европейской экономической зоны одно за другим терпят неудачу в деле их активного осуществления. Избиратели же, страстно приверженные протекционистской модели социального устройства Европы, зачастую выступают против даже самых умеренных перемен в том, что они считают своим неотъемлемым правом на социальное обеспечение. Достаточно вспомнить те прошлогодние беспорядки, с которыми столкнулось правительство Франции, когда оно попыталось ввести более гибкий контракт первого найма для молодых работников. Под давлением массовых протестов студентов и профсоюзов президент Жак Ширак был вынужден открыто заявить, что никогда не применит тот закон, который только что издал.
Однако политический расклад европейских сил в Великобритании и Франции в этом году заметно изменится. Во избежание неожиданных поворотов событий Елисейский дворец после 12-летнего пребывания у власти (в значительной степени, безрезультатного) покинет Жак Ширак. Совершенно не ясно, кто придет ему на смену, однако нет сомнений в том, что новый президент столкнется с мощными требованиями избирателей об экономических и социальных переменах. В своей недавно подготовленной аналитической записке специализирующийся на Европе экономист из компании Morgan Stanley Эрик Чейни (Eric Chaney) отметил, что главное для кандидатов на пост президента Франции - это сказать электорату правду и получить мандат избирателей на осуществление перемен. 'Если, как это было в 1981, 1988, 1995 и 2002 годах, кандидаты будут рассказывать избирателям сказки, то история повторится: реформы будут по-прежнему продвигаться вперед со скоростью улитки, в то время как весь мир развивается ускоренными темпами', - написал он.
Париж очень внимательно следит за развитием экономических событий по ту сторону Рейна, где болезненные реформы Германии начинают приносить некоторые плоды. Зачастую для успешного осуществления реформ нужно единство действий. Приход к власти во Франции нового, более энергичного президента, нацеленного на преодоление структурных недостатков страны, может дать толчок канцлеру Германии Ангеле Меркель и премьер-министру Италии Романо Проди в ускорении темпов реформ в своих странах.
Не следует недооценивать трудности осуществления таких реформ. Но в равной степени неразумно отказываться от всех надежд на их реализацию. Европейские государства сами распоряжаются своей судьбой, и при этом не имеет значения то, что крайне соблазнительно списать все национальные беды на обезличенные силы глобализации. Тем временем, по всей Европе быстрыми темпами идет перестройка частного сектора, хотя реформы государственного сектора тащатся далеко позади. Корпоративная Европа переживает свою собственную революция, поскольку компании сталкиваются со все более жесткой мировой конкуренцией, более напористыми инвесторами, и все чаще переходят с банковского на кредитное финансирование. Крупнейшие компании Европы доказывают свою способность процветать в глобализованной экономике. Теперь и европейским правительствам пора начать реагировать на посылаемые сигналы.
__________________________________________
Мир в 2007 г.: срочно требуется новая международная система ("The Financial Times", Великобритания)
Рухнет ли плотина в 2007 году? ("Project Syndicate", США)